Как выглядело здание железнодорожного вокзала «Запорожье-2», которое построили более 100 лет назад, — ФОТО
Здание железнодорожного вокзала станции «Александровск» построили в начале ХХ ст. Оно сохранилось до наших дней практически в первозданном виде — нет только шпилей, которые находились на шатрах. Сейчас это здание железнодорожного вокзала «Запорожье-2».
Фото здания, которому более 100, опубликовали на странице Музея архитектуры Запорожья в соцсети.
Вокзал «Александровск», построенный при сооружении Второй Екатерининской железной дороги в 1902-1905 гг., превратил город в важный узел пассажирских и грузовых перевозок с общей длиной путей сообщения 10 тыс. км.
Станция «Александровск» тогда находилась на окраине города. Здание построили в 1904 году по проекту инженера Бориса Риппаса. Это одноэтажное здание с небольшой двухэтажной северной частью из кирпича терракотового цвета, элементы декора выделены белым цветом по всему фасаду. Общая длина здания – 92 м, ширина (без ризалитов) – 10 м.
Здание выполнено в модернизированных формах историзма с применением кирпичного декора. Линейное по структуре здание имеет асимметричную композицию. Основные входы (два с перрона, два – со стороны улицы) оформлены в виде повышенных квадратных башен с коронарными шатрами в окружении фигурных аттиков, состоящие из стилизованных барокковых фронтончиков с полукруглыми блендами. Ранее пять шатров завершались шпилями. Шпили до наших дней не сохранились, но как выглядело здание можно увидеть на архивных фотографиях.
В историко-культурном станция связана с пребыванием в Александровске поэтессы Леси Украинки. В нашем городе она побывала проездом в августе 1907 года, путешествуя по железной дороге на юг.
В северной части здания станции располагались служебные помещения, медпункт, кухня и буфет; внутри – билетный зал, зал ожидания, почта, справочное бюро; в южной – административные помещения и камера хранения.
Станцию «Александровск» построили по типичному проекту, подобные здания можно было увидеть и на других станциях этой железнодорожной ветви. Например, в Никополе, Волновахе или Иловайске. Однако только в Запорожье этот вокзал сохранился до нашего времени в почти неизменном виде и до сих пор выполняет свое предназначение.
Как ранее писал 061, опубликованы кадры первых автомобилей «Запорожец» из архива известной фотокорреспондентки Ирины Пап.
Использована информация и фото Музея архитектуры Запорожья, Туристического информационного центра, госархива Запорожской области.