Gorozhanin.com.ua

Виктор Чумак: «Реформам препятствуют носители прежней олигархической философии г

19 июля
08:28 2017

В ходе общения с журналистами Виктор Чумак рассказал, что первым приятным впечатлением в Запорожье для него стала встреча со студентами ЗНУ, на которую собралось более двухсот человек. Хотя интерес к визиту народного депутата вполне объясним – он один из знаковых украинских политиков, занимающийся разработкой целого комплекса антикоррупционных мер.

Украина находится на самом важном этапе своего становления как европейская держава. И одна из главных преград на пути быстрого реформирования государства состоит в сопротивлении слому постсоветской системы, в основе которой лежит коррупционное перераспределение средств и собственности.

Газете «Горожанин-Информ» удалось взять эксклюзивное интервью у Виктора Чумака.

— 11 декабря 2015 года распоряжением Кабинета министров вы были назначены членом Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, но в январе 2016 года отказались от этой должности и даже вышли из фракции БПП. Это результат разочарования политикой новой власти, давления на вас со стороны коррумпированных чиновников или возможность независимо использовать свои наработки в борьбе с коррупцией?

— Решение Кабмина было принято в нарушение регламента. Виктор Чумак, Наталья  Корчак и Александр Скопич были первоначально незаконно назначены. Заседания Кабинета министров не было, был какой-то телефонный обзвон членов правительства, а сам премьер-министр, когда подписывалось это распоряжение, находился на встрече с иностранной делегацией.

Мне позвонили, но меня никто не вызывал, мои документы никто не брал, моего согласия никто не получал. Точно так же не брали согласия еще у двух человек, которые были назначены. Документы конкурсной комиссией не были подписаны. Четыре члена этой комиссии не подписали их, но Севастьянова передала их в Кабмин. Поэтому назначение было абсолютно незаконным.

К чему бы это привело? Любой желающий смог бы обжаловать такое решение в административном суде и просто-напросто признать его недействительным. Но и это еще не все. Как только я был таким образом назначен, даже не назначен, а когда появилось распоряжение о назначении членов НАЗК, сам орган еще не был сформирован, т.е. юридическое лицо, которое имеет свою печать и остальные реквизиты.

Проблема еще в том, что три человека, которые были «назначены» конкурсной комиссией, не могли запустить работу этого органа. Для принятия этого решения необходимо, чтобы проголосовало не менее трех голосов и, если хоть один был бы с чем-то не согласен, то решение не принималось бы. Более того, все распоряжения НАЗК должен подписать только его председатель, а председателя избрать невозможно, потому что тот, кто голосует, не может голосовать сам за себя.

Таким образом, правительство, конкурсная комиссия, завели в тупик назначение НАЗК. Но при этом в парламенте сразу же было инициировано и составлено постановление о сложении депутатских полномочий народным депутатам Виктором Чумаком. Я еще нигде не был, а постановление уже было зарегистрировано в регламентном комитете, и этот комитет принял решении о сложении мной полномочий. Я пришел на заседание комитета и пояснил, что идти мне некуда. Фактически это была своеобразная двухходовка неизвестного мне автора, согласно которой меня бы убрали из парламента, а потом и из НАЗК. Единственным  выходом было отказаться от этой должности и остаться в парламенте, и я об этом не жалею.

Дальше с НАЗК стали происходить такие же вещи. Следующая комиссия должна была избрать трех человек, и НАЗК начало бы работать. Но комиссия выбрала двух, причем явных антагонистов, и снова завела ситуацию в глухой угол. Причем там все время голоса разделяются два на два, и нет возможности принять решение. Хотя был там и третий человек, Николай Иванович Ховронюк, профессор права, доктор юридических наук и человек с безупречной репутацией, который набирал практически наибольшее количество  голосов, но его не выбрали, и уже год не выбирают пятого человека. Из-за этого один из членов комиссии, профессор, эксперт-правовед Киево-Могилянской академии Владимир Сущенко вышел из состава комиссии и написал гневное письмо в адрес президента, рассказав о всех манипуляциях. Снова был назначен новый человек, но комиссия по-прежнему не может запуститься и выбрать пятого человека, так как институционально она может работать только, когда там нечетное количество членов (пять), для принятия нечетного количества голосовавших за решения.

Запускать работу комиссии можно было с количеством не меньше четырех, и это было оговорено. Но один из членов, Константин Ващенко, отказался и проголосовал с нарушением, так как там имелся конфликт интересов, но даже с этим нарушением голосование состоялось, но в то же время отказался голосовать за четвертого члена комиссии. Это показывает, как искусственно тормозилась работа по запуску НАЗК.

— Но мы же постоянно заявляли западным партнерам, что система по борьбе с коррупцией  стоит в главных приоритетах Украины?

— Все это на Западе хорошо знают, и мы им об этом рассказывали. Поэтому то, что сегодня происходит в НАЗК, это результат специальных действий, направленных на то, чтобы этот орган не мог функционально работать. Это легко проследить на примере того, что происходило с системой электронного декларирования. Все сделанное абсолютно четко показывает нежелание на высшем уровне, чтобы эта система начала работать. Потому что когда люди реально увидели в августе прошлого года, что открывает электронная декларация, они перепугались и хотели сделать все что угодно, только бы этот механизм не заработал. Он раскрывает практически все.

Это беспрецедентная система, которая существует только у нас — такой подобной в мире нигде нет. Это наша система, и законы о НАБУ и НАЗК — это работа нашей группы, в которую вхожу и я. Мы написали эти законы еще в пришлый созыв парламента, когда я был главой комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Верховной Рады Украины. Чтобы эти законы были приняты, мы сделали так, чтобы западные партнеры поставили их в качестве одного из условий для получения траншей от МВФ. Кроме того, эти законы были включены в программу для визовой либерализации с ЕС. Именно так эти законы и были приняты. Но трудности, с которым все это происходит, налицо.

— После Революции достоинства в Украину приехало много иностранных политиков из Грузии, США, Канады, которые пытались активно реализовать свое виденье и желание  очистить украинскую власть от коррупции. Как видим, их стремление так и не получило массовой поддержки среди украинцев. Более того, наблюдается активный выход этих политиков из власти. На ваш взгляд, с чем это связано? И не просматривается ли здесь реванш сил, строящих свою политику на коррупции?

— Нет, это были сильные и достойные политики. И они могли бы профессионально работать. Но ситуация такова, что они работают по абсолютно другим процедурам принятия решений. У них нет стратегических «семерок» или «девяток», которые принимают в закрытом режиме политические решения, а потом парламент давит на кнопки, абсолютно не принимая участия в обсуждении этих решений. Для них это нонсенс. Есть публичная открытая политика, в которой идет политическая конкуренция, политическая борьба, и они работают в этой среде. А их заставляли перейти в среду закулисных решений, к чему они не были готовы, и поэтому они не прижились. Плюс ко всему, еще есть проблема реализации своих политических амбиций этими политиками.

— Находятся ли украинские лидеры политических движений под каким-либо контролем западных партнеров? Или, может быть, они связаны определенными обязательствами?

— Я бы не сказал, что мы находимся под контролем,  или серьезными обязательствами со стороны Запада. Запад сам в определенной фрустрации от происходящего в Украине. Сколько они сюда вкладывают, сколько делают, а реальных и очень серьезных изменений нет.

Я приезжаю в Европу, США и начинаю рассказывать, чтобы они понимали, что без изменения избирательного законодательства мы не поменяем ничего, потому что остаются прежние носители философии государственного управления. Той самой ущербной философии госуправления, которая существовала и существует в олигархической модели управления экономикой, политикой. Все эти носители остаются, потому что избирательная система в Украине других попросту не пропускает. И европейцы могут строить какие угодно институции в Украине, но реализовываться они будут только так, как выгодно этим людям. Пример — то, что происходит с НАЗК. Попытки ухудшить электронное декларирование за год предпринимались в парламенте девять раз, и это делали в том числе депутаты от БПП.

О своих планах Виктор Чумак подробно рассказал на общей пресс-конференции. Как заявил политик, на сегодня он ведет несколько политических направлений. Одно из них — это поездки по регионам от общественно-политического движения «Хвиля». Новое политическое движение включает в себя различные общественные организации, выступающие за смену политической системы Украины, в том числе за счет изменений избирательного законодательства Украины. И так как заявленной темой пресс-конференции была коррупция на центральном и местном уровнях, причины, последствия и пути ее преодоления, политик рассказал собравшимся, откуда все же берет свое начало  источник политической коррупции в Украине.  

А вот на каких основных моментах остановился  на общей пресс-конференции с запорожскими журналистами Виктор Васильевич .

По словам Виктора Чумака, украинская политическая коррупция имеет двадцатилетнюю историю и родом из системы, которая рекрутирует в украинскую политику людей. И это основная причина плохой украинской политической системы.

В 2004 году была предпринята попытка изменить политическую систему в Украине и ее даже изменили. Двое  выборов в Украине прошло по пропорциональной системе. Но в 2010 году все стало возвращаться в старое русло.

Олигархия с целью законсервировать свою власть вновь изменила избирательное законодательство, создав некий гибрид, который даже смешанной избирательной системой нельзя назвать, так как она не связала друг с другом пропорциональную и смешанную системы. Именно это и провоцирует коррупцию в Украине. В политику идут политические силы, приближенные или финансируемые олигархами, которые очень быстро становятся частью олигархической структуры, а через мажоритарную — идут олигархи, покупающие мажоритарные округа. Если не уничтожить эту систему на центральном уровне, мы никогда не выйдем из замкнутого круга, потому что это именно та система, которая консервирует тот состав политиков, которых мы имеем на сегодняшний день — двадцать лет мы избираем одних и тех же самых.

Почему общественное движение «Хвиля» сконцентрировалось на этом вопросе? Потому что считает этот вопрос самым главным — изменить эту систему. Причем об этом очень хорошо осведомлены все сегодняшние украинские политики. Эти политики на майдане в 2013 и 2014 годах и когда шли на выборы, обещали изменить систему. Причем обещали все. Первым пунктом избирательной программы Петра Порошенко было «Я сделаю все возможное и невозможное для того, чтобы выборы в новую Верховную Раду 2014 года проходили по системе с открытыми списками». Это же обещание он повторил, будучи президентом и за рубежом, выступая 29 августа 2014 года с парламентской трибуны Ассамблеи Совета Европы. Тогда он заявил, что наилучшая избирательная система –пропорциональная, с открытыми избирательными списками, и он сделает все возможное, чтобы эта система работала в Украине. Но мы не видим даже желания президента  изменить избирательную систему.

Аналогичные обещания были записаны в коалиционном соглашении — в первом пункте, касающемся политической реформы. До сегодняшнего дня коалиция депутатских  фракций не сделала ни единого шага, чтобы внести подобные изменения. Почему я считаю, что должен говорить об этом? Потому что я, как любой гражданин, в том числе и как политик, поверил членам коалиции и Петру Порошенк. Поверил, что эти изменения являются их искренним желанием, и подал как нормальный политик один из проектов решений Закона о выборах народных депутатов, зарегистрировав его в декабре 2014 года.

Закон, который зарегистрирован под №10/68-2, предусматривается введение  пропорциональной избирательной системы с открытыми списками и региональными преференциями. Этот закон прошел проработку в комитете правовой политики и правосудия и рекомендован парламентом для рассмотрения в сессионном зале, но на сегодняшний день он так и не рассмотрен, и об этом никто не говорит. Поэтому я и езжу как представитель парламента, как представитель тех политиков, что основным требованием к политикам или, скажем так, основной честностью политика является выполнение взятых на себя предвыборных обязательств. И оценивать политиков нужно по тому, как они исполняют обещанное.

Давайте требовать от наших политиков и на центральном и на региональном уровне изменения политической избирательной системы. Почему это важно — тут стоит повториться — потому что сегодня политическая система консервирует политические партии и силы, которые обслуживают интересы олигархов. Как инструмент этой консервации выступает мажоритарная система выборов власти, которая дает возможность продавать избирательные округа и проходить в высшие законодательные органы лицам, которые идут туда не для того чтобы соревноваться в развитии концепции или программы развития государства, а чтобы капитализировать свои частные интересы и свой бизнес.

Если посмотреть электронные декларации депутатов Верховной Рады, то очень легко и четко можно увидеть, что более 300 политиков Украины в Верховной Раде — это люди,  которые посредством административных рычагов влияния зарабатывают деньги, прямо используя государственный бюджет. И такая же самая система мультиплицируется на местном уровне.

Когда в 2015 году в Верховной Раде принимался Закон «О выборах местных депутатов», я  открыто заявлял, что принимается не открытая избирательная система, а грубая калька многопартийной мажоритарки, причем это копия не очень удачная, так как позволяет манипулировать местными депутатами. И это привело к тому же самому, что и на центральном уровне. Большинство депутатов на местном уровне используют свое положение чтобы побеждать в тендерах, конкурсах или зарабатывать на каких-либо иных экономических темах. Это они делают или сами, или через своих родственников, друзей, жен. Анализ электронных деклараций показывает, что у нас самые удачливые бизнесмены — это жены политиков, депутатов, прокуроров и судей. И это все последствия политической коррупции, которая существует на центральном и местном уровне и в принципе происходит из-за искривленной избирательной системы.

Прежде чем сегодня говорить об очередных выборах, нужно начинать со смены избирательной системы. Все остальное означает просто-напросто загонять себя в глухой угол и начинать бег по кругу.

Отвечая на вопросы запорожских журналистов, Виктор Чумак подчеркнул, что Запорожье является крупным индустриальным городом, при этом крупные предприятия в области принадлежат первой пятерке наиболее влиятельных олигархов Украины. Поэтому система коррупции в Запорожском регионе почти такая же, как и в центре, где представители олигархов в политике или политических партиях защищают их интересы. И это очень хорошо видно на примере решений Запорожского городского или областного советов.

Проверить это очень просто. Достаточно проанализировать тендеры или закупки, которые проводятся в области. Легко увидеть, что за всем этим стоят люди, представляющие олигархов или подконтрольные им партии.

Сегодня проводится постоянная работа, направленная на то, чтобы заставить Верховную Раду выполнить свои обещания. Политик уверен, что ему и его единомышленникам удастся создать условия для принятия таких законов и осенью эта работа будет еще более активной. И президент и коалиция должны будут понять, что это требование времени, и начнут обговаривать новое избирательное законодательство, а после этих изменений на центральном уровне, нужно будет то же самое сделать на местах. Это будет шанс избирать во власть новых людей и получить надежду на новые изменения в стране.

Сегодня необходима гласность в этой работе, об этом нужно писать, говорить, разъяснять. Это должны делать журналисты, политики, в том числе и оппозиционные. И тогда будет результат, убежден Виктор Чумак.

Для борьбы с коррупцией в Украине необходимо собирать материалы, обращаться в правоохранительные органы по выявленным нарушениям и, даже если сегодня мы не увидим результат, спустя время он все равно будет и виновные обязательно понесут ответственность за свои преступления.

На вопрос журналистов, известно ли что-либо Виктору Чумаку о фактах коррупции, связанной с деятельностью руководства Запорожской областной клинической больницы, политик ответил отрицательно, но попросил передать ему все имеющиеся по этому делу материалы и пообещал, что проведет своеобразный эксперимент. Через свои депутатские обращения он заставить правоохранительные органы довести дело до логического конца и наказать виновных. Это станет примером, как использовать все публичные инструменты в работе с правоохранительными органами.


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/acoareis/public_html/wp-content/themes/legatus-theme/includes/single/post-tags.php on line 5
Share

Статьи по теме

Последние новости

Эксперты КНИИСЭ осматривают места падений сбитых российских ракет в Киеве и определяют их тип

Читать всю статью

Мы в соцсетях

Наши партнёры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

Наша цель – ваш комфорт: EA-LOGISTIC – гарантия эффективных международных грузоперевозок.