«Сбили один, осталось четыре». ВСУ уничтожили уникальный самолет А-50: что это значит | Новости Украины
Силы обороны уничтожили российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и, по меньшей мере, сильно повредили воздушный пункт управления Ил-22 – «восстановлению не подлежит».
Сбитие такой цели – уникальный случай не только для Украины, но и для мировой практики, отмечает LIGA.net военно-политический обозреватель группы Информационное сопротивление Александр Коваленко.
Такие самолеты летают высоко и далеко от зоны боевых действий, добавляет LIGA.net авиаэксперт Анатолий Храпчинский. И, как правило, имеют в сопровождении истребители Су-34 или Су-35, защищающие их.
Почему уничтожение двух самолетов стало болезненным ударом для россиян и чего ждать дальше – коротко на LIGA.net.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ. Вечером 14 января Воздушные силы уничтожили российский самолет А-50 и воздушный пункт управления Ил-22.
Разведборт А-50 уничтожили в воздухе, а Ил-22М11 сумел выйти из зоны поражения и скрылся с радаров в районе временно оккупированной Керчи.
Утром командующий ПС Николай Олещук намекнул на то, что это правда, и заявил о мести россиянам за ракетный удар по многоэтажке в Днепре 14 января 2023 года.
Россияне намекали, что удар могла нанести ошибочно российская противовоздушная оборона, защищавшая Крым.
Однако и главнокомандующий Вооруженными силами Валерий Залужный, и Воздушные силы ВСУ подтвердили: сбивание двух российских самолетов стало результатом тщательно спланированной операции в Приазовье.
Эти два самолета работают в паре, объясняет LIGA.net эксначальник зенитных ракетных войск Воздушного командования «Юг» Воздушных сил, полковник в отставке Петр Мазин.
А-50 – это самолет разведки, обнаружения и управления, он управляет действиями всей авиации и пехоты.
«С высоты все видно лучше, чем когда на земле сидишь. Он видит обстановку на позициях своих войск, на позициях противника. И руководит действиями всей авиации и пехоты, наземных войск и артиллерии», – отмечает полковник в отставке.
По информации офицера, таких самолетов в небе над Украиной использовали три: на севере, востоке (Донецк, Луганск) и на юге (район Азовского моря). «Теперь россиянам придется делать перегруппировку и снимать эти самолеты откуда-то еще», – говорит он.
Подбитый самолет Ил-22 – это сугубо командный пункт. «Он командовал вражеской группировкой на юго-востоке нашей страны и руководил боевыми действиями. Если очень упрощенно, он выступал в роли своеобразного «ретранслятора», – рассказывает Мазин.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО. Уничтожение этих самолетов является серьезным репутационным и финансовым ударом для россиян, говорит Коваленко. Один самолет в зависимости от модификации стоит от $300 до $400 миллионов, но с учетом уникальности систем – его цена намного выше.
А-50 является незаменимой единицей разведывательного функционала в русских войсках. Его используют, чтобы фиксировать взлеты и нахождение в воздушном пространстве Украины тактической истребительной авиации, пуски ракет, крылатых ракет, например тех же Storm Shadow/SCALP-EG, перечисляет Коваленко.
«Он обеспечивает разведывательной информацией российские войска. Кроме того, такие самолеты являются элементами целеуказания для тактической авиации РФ. Во время масштабных ракетных ударов по территории Украины используется именно информация с этих самолетов», – добавляет он.
Эти самолеты способны своей разведывательной информацией и взаимодействием с комплексами ПВО, например С-400, увеличивать дальность поражения цели до 400 километров.
A-50 у россиян в принципе было всего девять, добавляет он.
Больше таких самолетов россияне не производят.
Потеря личного состава – тоже болезненный удар.
Это уникальные пилоты, заменить которых будет очень трудно, добавляет авиаэксперт Анатолий Храпчинский.
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ. Уничтожение этого самолета значительно уменьшает возможности россиян по дежурству в воздушном пространстве РФ и временно оккупированных территориях Украины. И возможности снабжать российские войска разведывательной информацией, говорит Коваленко.
«Россияне будут пытаться минимизировать использование этих самолетов и, безусловно, это повлияет на качество ведения ими боевых действий, результативность и периодичность ударов по территории Украины, – считает он. – Они будут иметь меньше информации о возможностях, например, по перехвату целей – и многое другое».
Смотрите видеокомментарий авиаэксперта Валерия Романенко на LIGA.net :
Украинские воздушные силы подтвердили, что имеют прямое влияние на воздушное пространство, включая акваторию Азовского моря.
«Мы обеспечиваем защиту своего воздушного пространства. Оставшиеся самолеты россияне будут использовать более осмотрительно и не рискнут так близко подходить к нашим границам, – убежден Храпчинский. – Мы увеличиваем буферную зону, в которую россияне не будут соваться. Это – самое главное» .
Читайте также