Помогать без нареканий
По каким принципам работают запорожские ритуальщики, что делается для повышения качества услуг и наведения порядка, рассказал начальник специализированного коммунального предприятия «Запорожская городская ритуальная служба» Сергей Пекшин.
— Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о планах предприятия.
— В этом году мы делаем упор на качество предоставляемых услуг, причем не только коммунального предприятия, но и частных структур. Любому человеку понятно, что качество требует контроля. Комиссия по мониторингу рынка ритуальных услуг готова тщательно рассматривать жалобы населения и разбираться по существу.
В 2011 году «Ритуалом» закупалось новое оборудование – навесы, катафалк, наши сотрудники получили новую форму. Мы понимаем, хоть это и звучит банально, что в последний путь человека надо провожать достойно, а его родственники не должны испытывать дискомфорт или получать дополнительные негативные эмоции, общаясь с работниками службы.
Наши агенты постоянно проходят повышение квалификации и готовы грамотно, тактично оказывать услуги круглосуточно.
Мы запланировали на 2012 год ряд новшеств. В частности, организацию охраны территории кладбищ, уборки могил, ужесточение контроля над гарантийными обязательствами производителей товаров и услуг и многое другое.
— Вы упомянули гарантийные обязательства. Что это означает?
— В нашем городе более 60 фирм занимаются установкой памятников. Определенная часть имеет весь пакет документов, сертификаты, стол приёма заказов, производственные цеха. Они готовы продемонстрировать образцы продукции и работают вполне солидно и надежно. Но бывают ситуации, когда запорожцам просто на остановочном комплексе предлагают оформить заказ. А после оформления такой «предприниматель» идет на крупную фирму, где этот заказ выполняется совсем по другой цене, гораздо более низкой. Разницу, понятно, кто получает.
Если после установки памятника возникли проблемы, люди приходят к нам, на коммунальное предприятие. Найти человека «с остановки» уже невозможно и претензии предъявить некому. Многие фирмы не соблюдают границы, залазят на смежные территории. При бетонировке соседние памятники могут забрызгать раствором. И спросить за эти нарушения не с кого. Поэтому нашим работникам приходится все приводить в порядок.
Кстати, не многие знают: на гранитный памятник должна даваться гарантия от трех до пяти лет, как правило, именно пять лет. На бетонные – три года. У человека должен быть на руках гарантийный талон. С таким документом можно требовать от фирмы устранения недочетов, и она обязана это сделать за свой счет. Хотелось бы, пользуясь случаем, предупредить: памятники запрещено устанавливать зимой. Есть технологические нормы, погодные факторы. К сожалению, некоторые фирмы предлагают клиентам: «Давайте деньги — мы поставим памятник сейчас! Потому что весной будет очередь, придется долго ждать». Результат — весной такие «зимние» памятники приходится переделывать.
— Когда можно будет заказывать такую услугу, как уборка могил?
— Любой запорожец, который не имеет возможности лично следить за местом захоронения, придя на кладбище, может сделать такой заказ. Но мы планируем сделать заказ этой услуги проще и удобнее. В частности, на февраль намечена презентация нашего обновленного сайта (www.pogost.zp.ua – прим. ред.), с помощью которого услуги можно будет заказывать по Интернету. По электронной почте мы будем предоставлять график уборок, фотографии, демонстрирующие, какая работа проведена.
— У запорожцев вызывает опасение состояние многих кладбищ, а также то обстоятельство, что открыто сегодня только одно из них.
— Сегодня открыто Кушугумское кладбище. Работы по его строительству финансируются из городского бюджета. Оно будет европейского типа. Мы ходатайствовали о том, чтобы там не устанавливались ограды, столы, скамейки, не высаживались деревья. Потому что по закрытым кладбищам видно, во что они превращаются через 20-30 лет – нельзя нормально пройти по кварталам.
Можно выделить отдельный квартал и сделать березовую рощу, где в память о своих близких и родных, желающие смогут высаживать деревья. При этом на территории кладбища можно будет легко пройти.
— Как проходит сотрудничество коммунального предприятия и ритуальной службы Запорожского района?
— У нас плотное сотрудничество. Часть наших идей перекликается. Например, наше видение того, как должны выглядеть новые кладбища, как должны быть организованны дома похоронного обслуживания. Они, как недавно созданное предприятие, обращаются к нам за консультациями. Между нашими предприятиями полное взаимопонимание, и мы готовы вести единую политику и наводить порядок на рынке ритуальных услуг.
Совесть проснется от штрафов?
В Запорожье ритуальные услуги населению предоставляют 47 субъектов хозяйствования. В целом их работу городские власти называет удовлетворительной, однако на некоторые компании систематически поступают жалобы от горожан.
— Навести порядок в сфере ритуальных услуг непросто. Недобросовестные предприниматели ищут лазейки в законодательстве. Реагируя на жалобы людей, мы расторгаем договор с одной фирмой, а ее хозяин создает три новых юридических лица, зарегистрированные на других людей. Поэтому город должен пересмотреть нормативный подход относительно заключения договоров на оказание ритуальных услуг в Запорожье. Есть опыт других городов, где количество участников данного рынка четко регламентировано и ограничено. В Запорожье мы также можем рассмотреть подобный опыт, — считает Сергей Пекшин.
По мнению руководителя коммунального предприятия, необходимо при соответствующих изменениях в нормативной базе ввести штрафы для лиц, которые разглашают информацию об умерших. Лишив нечистоплотных «организаторов» похорон внедренных информаторов, можно будет избежать скандалов, в ходе которых еще за живых людей борются конкурирующие фирмы, а значит уберечь родных и близких, переживающих утрату, от вульгарных сцен.
Новшество?
В России достаточно популярной услугой в сфере ритуальных услуг становится прижизненное заключение договора. Особенно она популярна у пожилых людей, которые не имеют родственников или сомневаются в их добросовестности. Заключив такой договор, они уверены, что с ними обойдутся по-человечески и не забудут. Возможно, что запорожское СКП также попробует оказывать такую услугу. Несмотря на её «непривычность», у неё есть свои плюсы.
Почтить память по-европейски
О планах развития предприятия рассказал и директор специализированного коммунального предприятия «Ритуальная служба Запорожского райсовета» Виктор Щербина:
— Сейчас мы занимаемся оформлением земли для создания нового кладбища, на котором услуги будут оказывать на таком же высоком уровне, как и кладбище Святого Николая.
Мы хотим, чтобы человек могу оплатить, к примеру, уборку могилы своего родного ли близкого на год, и не волноваться. У нас нет и не будет на кладбищах мусора, сорняков, обвалившихся могил, грязи. Уважение к тем, кого нет, тоже должно быть и проявляться, как минимум, в чистоте мест памяти.
Мы планируем возведение храмов на территории кладбищ, чтобы люди могли спокойно, в одном месте заказать службу, отпевание, почтить память умерших в соответствии с православными канонами.
Кроме того, уже сейчас мы занимаемся строительством двух залов прощания по 120 кв. м. С открытием такого зала те, кто решит воспользоваться им, будут избавлены от дискомфорта и сложностей, которые возникают при прощании дома. В частности, многие не знают, но после такой процедуры необходима санитарная обработка помещений. Сделать это дома – невозможно. В зале прощаний будут обеспечены все условия для того, чтобы процедура прощания прошла достойно.
Работа начата, упорно ведется и, уверен, с каждым месяцем качество услуг будет повышаться.