Gorozhanin.com.ua

Смертельные аварии, водитель-ребёнок и лошади: история одесского трамвая, — ФОТО

16 марта
23:32 2021

В Одессе электрический трамвай существует 110 лет. Мало кто знает, что раньше вместо двигателя и электричества были лошади. А еще, что существовали паровые трамваи, вагоны использовали для баррикад и водителем работал ребенок.

Наш журналист пообщался с директором музея истории КП «Одесгоэлектротранс» Максимом Коноваловым. 

В 1880 году 7 июля по Одессе пошли первые конные трамваи. Маршрут был таков: от улицы Ришельевской по Почтовой, Канатной, Сабанееву переулку через Александровский парк к пляжу «Ланжерон». У нас их организовало бельгийское общество конных железных дорог, которое было главным монополистом на Востоке Европы. Проезд разрешался только сидя, а стоять могли всего шесть человек на задней площадке вагона. На переднюю площадку и ступеньки вагона пассажиры не допускались.

В каждый вагон запрягалось по две лошади, а главным ресурсом в городе было построение большого количества конюшен. Лошади содержались в конюшнях на Ботанической улице (между улицей Канатной и Французским бульваром). Но все равно лошадей не хватало, они уставали и не могли идти, случались аварии.

Авария конок.

У нас в городе было два вида конок: одноэтажная и редкая двухэтажная. Оба эти вагона были построены на Пражском заводе ”Рингхоффер” Двухэтажный вагон был  полу-летним, но долго он не просуществовал. Потому что пассажиры в летнюю жару выходили на второй открытый этаж и получался перевес, вагоны переворачивались и были даже смертельные случаи, когда пассажиры разбивались о брусчатку.

Двухэтажная конка

Стоимость билета была 5 копеек, на то время это было достаточно дорого. Проезд в транспорте могли позволить себе только состоятельные люди, остальные ходили пешком.

Конки тех лет

В 1882 году в Одессе появилось два маршрута паровых трамваев. Это были небольшие паровозики с неуклюжей широкой трубой, за что одесситы называли их «Ванька головатый». Сохранилась их линия путей, современный маршрут №17, №18( Фонтанская дорога- Куликово поле). С этого же года начал ходить знаменитый “камышовый” маршрут 20 трамвая. 

Бельгийская акция. Неизвестный человек в 1880 году приобрел за 100 франков акции. Он получал определенный процент от общества конных железных дорог в Одессе. 

Первый электрический трамвай появился не совсем в Одессе, а в немецком поселении Люстдорф, сейчас это район Черноморки. Тогда это было отдельное селение и за свой счет они выделили земли и деньги на строительство маршрута. В 1907 году жители поселения договорились с нашими местными бельгийцами и они им провели электрический трамвай с немецкими вагонами “Ман”, который проходил от Люстдорфа, где сейчас конечная 3 трамвая, до Дачи Ковалевского за 411 батарею, где частный сектор.

В других городах Российской империи уже развивался электрический трамвай, а нашим одесским зажиточным акционерам шла прибыль с конки и они думали, зачем вкладываться и развивать инфраструктуру, ведь прибыль и так идет. 

Билеты одесских трамваев (фото Дмитрий Жданов)

В Одессе трамвай появился благодаря всероссийской выставке. Итак, 24 сентября 1910 года в нашем городе появился первый электрический трамвай. Торжественное открытие первой линии прошло в Александровском парке (совр. Парк им. Т. Г. Шевченко) Было 4 вагона бельгийского бренда “Нивель”, которые вышли из деревянного депо в районе Лидерсовского бульвара по Александровскому парку, Канатной, Греческой улицах, по Строгановскому мосту(там раньше были трамвайные пути) на Греческую площади, где сейчас стоит ТЦ “Афина”. Этот трамвай появился для того, чтобы подвозить гостей из центра города к выставке. 

Вот как писатель Юрий Олеша описывал открытие:

«Трамвай показался на Строгоновском мосте, желто-красный, со стеклянным тамбуром впереди. Под наши крики он прошел мимо нас с тамбуром, наполненным людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собою водой. Там же градоначальник Толмачев в очках и с рыжеватыми усами. За управлением стоял господин в котелке, и все произносили его имя: — Легоде. Это был директор бельгийской компании…»

Таким образом на смену лошади пришёл электромотор, а кучера заменили водителями, кондукторами. Трамвайных водителей в Одессе называли ватманами. Всего в городе на 1910 год было 31 маршрута конок и выставочная линия, которая была первым электрическим маршрутом №32. 

В то время весь центр был в трамваях. Карта трамваев в 1880 году.

Как конки модернизировали в электрический трамвай: оставалась такие же пути просто вставили опоры контактной сети (столбы), проводилась электрификация, строились рядом с маршрутами небольшие подстанции и запускался электрический транспорт.

Первые трамваи были двусторонние (вход в трамвай был с двух сторон) так как раньше не было разворотных колец, а были тупиковые линии. Они заезжали в тупик и выезжали другой стороной. 

Первые таблички с номерами маршрута были ленточные, при помощи специального механизма водители меняли маршрут.

С 1913 года появились открытые прицепные вагоны, которые работали сугубо летом и на приморских маршрутах, сейчас это №5, №18, №28 трамваи. Существовали такие вагоны до 70х годов прошлого века. Экскурсионный вагон КП “Одесгорэлектротранс” как раз переделан из таких. Это колоритный трамвай, потому что благодаря ему родилось много одесских баек. Например: рыбаки ездили с удочками, они торчали и цепляли прохожих, молодые люди с девушек срывали шляпы, чтобы познакомиться. 

Интересно, что в трамваях тех времен были установлены перекидные сиденья. У них была перекидная спинка, то есть вы могли сидеть по ходу движения и против его хода. 

Одесская история про перекидные сиденья у Михаила Жванецкого.

– Скажите, я впервые в этом городе, этот трамвай идёт до вокзала? 

– Да

– Значит, я сел правильно. 

– Да. Только сейчас он идёт в другую сторону, вы хоть сядьте туда лицом.

Работы по строительству трамвайных маршрутов велись настолько интенсивно, что уже к концу 1914 года в городе функционировало тридцать две трамвайные линии, на которых ходили 301 вагон бельгийского производства, построена электростанция в районе Пересыпи, пять тяговых подстанций, три трамвайных депо, 39 павильонов и оборудован 31 остановочный пункт.

Во время октябрьской революции из-за проблем с электричеством транспорт ходил с перебоями и на маршруты снова выходили конки. 

Изначально в Одессе была узкая колея, как сейчас во Львове,  потому что строилась она по Европейскому стандарту. Расширение колеи произошло из-за двух причин. После октябрьской революции поставок узкоколейных трамваев из Европы не было, а все трамваи строилось на железнодорожных заводах, у них уже тогда была широкая колея. После первой мировой войны было принято решение унифицировать трамвай с поездами для того, чтобы в случае войны бронепоезд мог заехать в город. Первая широкая колея в Одессе появилась в 30 годы прошлого века- это Люстдорфская дорога. Полностью город с узкой на широкую колеи начал переходить в 50 годы, а закончил 60 годы. У нас тогда появилось понятие тройной рельс- одновременно узкая и широкая колея.  

Во времена Великой Отечественной Войны существовало два маршрута- №19 (на 411 батарею) и №21а, он проходил от первой до второй заставы, прямо на фронт. Есть такая история, что пока велась активная оборона Одессы, трамваем управляла 12-летняя девочка. Ее звали Вера. На мемориале 411 батареи ей посвящен небольшой уголок. 

Во время румынской оккупации у нас было своровано много трамваев. Большинство маршрутов, из-за оккупации, перестали существовать, инфраструктура была полностью уничтожена, рельсы и контактные сети вывозили в Румынию. Из нашего города вывезли 80 моторных и прицепных трамваев, они так и не вернулись обратно в Одессу. А те, которые остались тут, были в очень плохом состоянии, так как часто вагоны становились частью баррикад.

Баррикада из трамваев во время оккупации

После войны с трудом, но восстанавливали движение транспорта: понемногу запускали трамваи по маршруту, модернизировали те вагоны, которые были. А после войны начали производить новые трамваи. Вагон КТМ1 — первая модель, которую начали производить после войны. Первые образцы появились в 1947 году. 

Вагон в музее “Одесгорэлектротранс” -1951 года выпуска, его восстановили в 2013 году. Таких трамваев было большое количество по всей стране, можно назвать эту модель “Эпохальной”. В музее храниться один из двух во всем мире. Второй находится в Москве. 

Вот так выглядит он внутри.

Такой трамвай ездил по Одессе до 70-80 годов 20 века. Еще в 50е годы появились МТВ-82, он возник из троллейбуса МТБ-82, На заводе, где делали эти троллейбусы случилось перепроизводство их кузовов и ходовые части к ним не приехали. Возник вопрос “Что с ними делать?”. Решили попробовать поставить их на трамвайную тележку.

В 1966 году появились чешские татры.  (В Одессе до сих пор на одном из маршрутов ходит татра 1967 года выпуска).

До 80х годов на маршрутах ходили МТВ и татры. Чешские вагоны несколько раз модернизировали, оснастили новый системой управления из-за чего они стали экономичны в потреблении электроэнергии.

“У нас трамваи и троллейбусы экономят 40% электроэнергии. Из всех предприятий Украины мы являемся самыми экономными в употреблении”, — рассказал Максим.

Вагоны Odyssey появились в 2018 году, а Odyssey Max появились в 2019 году. Это одесская модернизация чешской татры. Фактически это новый вагон, но на тележке чешской татры.

“От татры берется тележка, от нее берется полностью рама и полностью переоснащается: колеса, тяговые двигатели, магнитные тормоза. По сути от старой тележки остается только рама”, — сказал Максим.

Odyssey Max- это полностью наша разработка. Дизайн трамваев запатентован.

Читайте также: Старая Одесса и трамвайчики: подборка фотографий, сделанных много лет назад, — ФОТО

Статьи по теме

Последние новости

За їзду доведеться платити: що відомо про запуск платних трас в Україні

Читать всю статью

Мы в соцсетях

Наши партнёры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

Наша цель – ваш комфорт: EA-LOGISTIC – гарантия эффективных международных грузоперевозок.