От балов до риэлторов: история старинного одесского особняка Марини,- ФОТО
Старинный особняк Марини на Приморском бульваре в Одессе продолжают продавать. Просят за двухэтажное здание 5 миллионов долларов. Внутри памятник архитектуры выглядит заброшенным и требующим ремонта и реставрации.
Риэлтер Ирина Горбенко выложила свежие фотографии старинного особняка на своей странице в ФБ.
С ее слов, дом смотрят потенциальные покупатели, поэтому у нее появилась возможность сфотографировать особняк изнутри. В нем еще сохранились остатки роскоши, но в целом, дом требует ремонта и реставрации. За полтора века он обветшал. Особенно жестко он эксплуатировался в советское время.
«Особняк Марини — один из значимых памятников истории градостроительства Одессы. Здание выполнено в стиле классицизма из камня-ракушняка и оштукатурено… Ориентирован главным входом на северо-запад и выходит на Приморский бульвар. Второй вход в здание осуществляется через Воронцовский переулок. Есть полный пакет документов. Готов к продаже», — сказано в объявлении о продаже.
История особняка
В 1824-ом тайный советник Павел Яковлевич Марини (1798 – 1849) по проекту итальянского зодчего Джованни Фрапполи ( – 1827) заложи особняк, построили его за два года.
После смерти Павла Яковлевича в доме по Приморскому №3 проживала его супруга Виктория Францевна (в девичестве Фраполли) ( – 1876), которая будучи богатой наследницей своего отца активно занималась благотворительностью.
Во времена, когда особняк принадлежал семье Марини , он был одним из центров городской светской жизни высшего общество, благодаря чему эти стены запечатлели в своей памяти за полувековую историю практически всех значимых общественных фигур Одессы, побывавших здесь на приемах, балах или просто с частными визитами.
В 1870-х собственниками особняка становится другая известная в городе семья – Милорадовичей. Представитель Генерального штаба при Бессарабском генерал-губернаторстве Петр Михайлович Милорадович согласно своего статуса и представлений XIX столетия просто обязан был иметь соответствующее жилье.
В конце 1870-х дом Марини перешел к представителям банкирского дома Ашкенази – Евгений Мозесович ( – 1890), не смотря на свое огромное состояние и завидное положение в одесском обществе вовсе не тяготел к роскоши, поэтому особняк остался в первоначальном виде.
Первый раз рука реставратора коснулась дома по Приморскому 3 лишь в конце XIX столетия с подачи Зигфрида Евгеньевича Ашкенази, который заказал проект немецкому архитектору Вильгельму Мартовичу Кабиольскому. Причем использованные элементы необарокко и неоампира так гармонично вписались в первоначальный облик творения Фраполли, что многие приняли их за аутентичные.
И хотя семья старалась хранить свою одесскую фамильную резиденцию в первоначальном виде, некоторые нововведения не были чужды – так в 1908-ом вдова Евгения Мозесовича, Луиза Гесселевна Ашкинази подала прошение на разрешение оштукатурить фасады и соорудить стеклянный навес своего дома по тогдашнему Николаевскому 3, что было получено и в том же году воплощено в жизнь.
После советской оккупации Одессы в 1920-х особняк Марини – Ашкенази отдали под коммунальные квартиры, что нанесло ему немалый ущерб за неимением заботливой хозяйственной руки.
И хотя здание счастливо пережило годы румынской оккупации Второй мировой, послевоенный советский период привел его в довольно плачевное состояние. Лишь через десятилетия после обретения Украиной независимости положение изменилось к лучшему, когда о сохранении памятника архитектуры всерьез задумались городские власти.
Архитектура
Дворец Марини после финального оштукатуривания стал одним из ярких представителей классики Приморского бульвара. Его прямоугольный периметр на подвалах имеет полукруглый ризалит в дворовой части, что несколько отличает его от остальных особняков.
По фасаду прямоугольная плоскость на первом ярусе горизонтально расчленена французским рустом в дополнении к прямоугольным табличкам с растительными гирляндами и факелами. Верхний ярус вертикально разбивают «каннелированные пилястры коринфского ордера». Главный акцент внешнего фасада – кованные балконы и маркиз на кронштейнах.
Трудно предположить, что ожидает особняк. Вряд ли новый хозяин захочет сохранить его и реставрировать, как историческую достопримечательность Одессы. Скорее всего, покупателей привлекает место расположения, для того, чтобы построить очередную гостиницу или многоэтажку.
Читайте также: Шляпы, чулки и корсеты: в чем одесские модницы блистали на балах Ланжерона и Воронцовых 200 лет назад,- ФОТО