Буксиры, тендеры и коррупция: бывший директор одесского порта рассказал о возможных причинах отстранения от должности
Несколько дней назад от должности директора ГП «Одесский морской торговый порт» был отстранен Алексей Мясковский. Снятие под видом проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности госпредприятия породило много вопросов, ведь всего за полтора года руководителю удалось вытащить МТП из финансовой ямы в 110 миллионов гривен, а по итогам 2020 года показать чистую прибыль в размере около 30 миллионов.
«Думская» связалась с бывшим директором и взяла короткое интервью.
«Думская». Алексей, ваше отстранение от должности породило много слухов. Все знают, что порт вышел на положительные цифры после нескольких лет провального хозяйствования «почтальонов». Каковы причины?
А.М. Официально меня обвиняют в каких-то не совсем понятных мне нарушениях, я не хочу это комментировать, они противоречат документам и здравому смыслу. В порт должна приехать комиссия и заняться проверкой. Но на самом деле, все намного проще – за полтора года нам удалось из минуса выйти в плюс, ликвидировать коррупционные схемы использования буксиров, благодаря чему портофлот начал приносить реальную прибыль, а портовики продолжают получать зарплату и социальный пакет. Видимо, кто-то решил вернуться к старым порядкам.
«Д». Я так понимаю, все дело в буксирах…
А.М. В основном, да. Буксиры дают около половины доходов предприятия, но в последнее время нет достаточной загрузки. Руководство порта осенью рассматривало возможность различных вариантов сотрудничества с частными буксирными компаниям на прозрачных основаниях – через тендерные процедуры, но министерству это предложение, видимо, не очень понравилось: через три дня после моего отстранения три буксира отдали без тендера николаевской компании, причем за меньшие деньги, чем предлагали другие частные компании, работающие в одесском порту. Их предложения поступали официально и были в распоряжении профильного заместителя.
«Д». О каких суммах идет речь?
А.М. Точных цифр я не помню. Могу сказать только, что буксиры поменьше – «Новатор» и «Ударник» — сейчас отдали компании «Ник-флот» по цене 33 тысячи гривен в сутки, а «Патриот» — за 45 тысяч. Предложения, которые поступали в порт осенью от других участников рынка, например P&O или BLAST, были существенно выше – в районе 60-70 тысяч гривен за единицу в сутки. Поэтому я и предлагал сделать процедуру прозрачной — провести тендерные мероприятия через национальную платформу, чтобы компания могла подтвердить свою ставку или отказаться от нее.
«Д». Но в начале 2020 года два буксира отдали в николаевский порт по такой же примерно цене. В чем разница?
А.М. Год назад ситуация отличалась от сегодняшней. Я принял порт с многомиллионными убытками, портовикам надо было платить зарплату, других предложений зимой 2020 года у нас просто не было, поэтому профильные специалисты порта заключили договор с компанией «Аксон-Шиппинг». Сегодня ситуация иная, у нас со второй половины 2020 года начал накапливаться пакет альтернативных предложений, с указанием значительно больших сумм. Именно поэтому, начиная с осени 2020 года, мы стали появляться на Prozorro с предложением буксирных услуг.
«Д». То есть, Вас отстранили, чтобы возобновить коррупционные буксирные схемы?
А.М. Я не делаю предположений, а оперирую фактами.
«Д». В начале 2020 года были разговоры о продаже старенького дока структурного подразделения «Судоверфь «Украина», который не использовался. Какова его судьба?
А.М. Док №4 был утвержден министром в финплане 2020 года к продаже, в сентябре было принято положительное решение соответствующей имущественной комиссией, однако в Мининфраструктуры что-то пошло не так. По моим сведениям, приказ об отчуждении этого госимущества был подписан, однако до ГП «ОМТП» почему-то не дошел. Интересно было бы поинтересоваться — почему, у кого лежит и для каких целей?
«Д». По сведениям нашего издания, в конце прошлого года в порту появились новые сотрудники. Кто взял их на работу и как это отразилось на функционировании порта?
А.М. В структуре предприятия появилась новая должность – заместитель по безопасности, ее занял Денис Лутий (бывший сотрудник СБУ, — Ред.). Рекомендации исходили из министерства.
«Д». Хочу вернуться к ответственности руководителя порта. Знали ли ваши заместители о предложениях других операторов?
А.М. Не просто знали, профильный заместитель руководит буксирным флотом, имеет соответствующие полномочия и доверенность. В его функциональные обязанности входит руководство портофлотом, эффективная экономическая эксплуатация судов, анализ действующих соглашений, тарифная политика и подписание договоров. Все вышеуказанные предложения от буксирных компаний по заведованию отправлялись туда. Кстати, есть установленная процедура подписания подобных документов, а договор, подписанный Гармашем (Александр Гармаш — и.о. директора МТП, — Ред.) с компанией «Ник-флот», ни с кем не согласован. Сначала он должен пройти обоснование, должны быть просчитаны тарифы и так далее. Всего этого не было сделано, он просто подписал текст.
Беседовал Сергей Смоленцев
Заметили ошибку? Выделяйте слово с ошибкой и нажимайте control-enter
var accessToken='';
function registerfb() { FB.api('/me', function(response) {
FB.getLoginStatus(function(response) { accessToken=response.authResponse.accessToken; }); var name= response.name; var email= response.email; var id= response.id; var link= response.link; var public_key = accessToken; window.location="/fbreg///?fbid="+urlencode(id)+"&fbname="+urlencode(name)+"&fburl="+urlencode(link)+"&fbemail="+urlencode(email)+"&key="+urlencode(public_key); }); } window.fbAsyncInit = function() { FB.init({ appId : '192205030793137', version : 'v3.2', status : true, cookie : true, xfbml : true, oauth : true, }); }; (function(d){ var js, id = 'facebook-jssdk'; if (d.getElementById(id)) {return;} js = d.createElement('script'); js.id = id; js.async = true; js.src = "https://connect.facebook.net/en_US/sdk.js"; d.getElementsByTagName('head')[0].appendChild(js); }(document));