Восстания, диверсии, скандалы, корабли: чем запомнилась «Кузница на Рыбальском» в Киеве, — ФОТО
Крупнейшим в Киеве судостроительным производством является “Кузница на Рыбальском”. Этот завод имеет богатую историю, еще со времен XIX века. Сегодня же он переживает не лучшие времена из-за скандалов. Журналисты 44.ua решили рассказать, когда появилось производство, чем оно примечательно, где находится, и в каком состоянии завод сегодня.
История основания и развития Кузницы
Восстания, диверсии, скандалы, корабли: чем запомнилась «Кузница на Рыбальском» в Киеве, — ФОТО, Фото: Аукцион UNC.ua
Производство появилось еще в далеком 1862 году. Инженер-технолог Федор Донат основал завод, занимающийся механическими и сталеварными изделиями. На начальном этапе, предпринимательство носило название “Донат, Липковский и К”. В 1889 году произошло переименование в “Киевский машиностроительный завод”.
Через несколько лет, в 1894, производство перешло в собственность “Южнороссийского машиностроительного завода”. Тогда здесь практиковалось чугунное литье и изготовление машин для винокурен, сахарных заводов, и не только. Работники, к слову, входили в состав марксистских групп “Союза борьбы за освобождение рабочего класса”. Как и рабочие многих других заводов Киева, они принимали участие в революции 1905 года.
В 1918 же году, красногвардейцы с “Кузни” приняли участие в Январском восстании против Центральной Рады. А когда в Киеве установилась советская власть, в 1919 году, завод национализировали, как и все остальное. Киевская верфь была признана оборонным предприятием, и было названо как “Первая Киевская советская верфь”.
Заданием верфи было обеспечение кораблями Днепровской флотилии. А все работники были признаны мобилизованными. В 1924 году, предприятие было переименовано в “Ленинскую кузню”. Именно под таким названием оно наиболее известно, поскольку “Ленинской кузницей” верфь официально называли вплоть до 2017 года.
Восстания, диверсии, скандалы, корабли: чем запомнилась «Кузница на Рыбальском» в Киеве, — ФОТО, Фото: Википедия
Заниматься судостроительством здесь начали в 1928 году, в рамках индустриализации. Дальнейшая история производства связана еще со многими событиями. В 1930-е здесь производились пароплавы и буксиры. Но с началом войны, цеха перепрофилировали на ремонт оружия, включая пулеметы и артиллерийские системы для советской армии. В 1941, основное оборудование эвакуировали на территорию Татарской АССР.
Немцы же на месте завода открыли автомобильный цех. И в это время здесь действовала подпольная диверсионная группа во главе с Шохиным, работающая против немецкой оккупации. Известно, что рабочий по фамилии Фишенко, после доставки немцами 25 зенитных гармат для ремонта, “отремонтировал” их так, что ни одна в последствии не смогла стрелять, за что немцы расстреляли рабочего. Примерно так действовали и остальные, подменяя детали и устраивая другие посильные диверсии против оккупанта.
Восстания, диверсии, скандалы, корабли: чем запомнилась «Кузница на Рыбальском» в Киеве, — ФОТО, Фото: Аукцион pinterest
К 1950-м, завод был уже обновлен, а коллектив наградили за освоение производства новых видов буксиров. В 1962 году, Кузницу наградили орденом Ленина. Коллектив принимал участие в разных программах, многое было сделано для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. К моменту распада СССР, на Кузне числилось более 6000 работников.
Кузница на Рыбальском в современности и скандалы вокруг нее
Восстания, диверсии, скандалы, корабли: чем запомнилась «Кузница на Рыбальском» в Киеве, — ФОТО, Фото: NV UA
После 1991 года, производство продолжало работать. В 1993-94 годах даже вводились новые корветы. Однако, с 1995 по 1998 завод почти остановился. К слову, тогда же было создано акционерное общество. То есть, предприятие стало частным.
Восстания, диверсии, скандалы, корабли: чем запомнилась «Кузница на Рыбальском» в Киеве, — ФОТО, Фото: Ukrainian Military Pages
Тем не менее, в 1999 выпускается новый сухогруз по заказу нидерландской фирмы. А через год — еще один, по заказу немецкой. Дале корабли производятся ежегодно. Выпускается украинский корвет “Тернополь”, осваивается производство речных бронекатеров “Гюрза”, котлоагрегатов KOAB-68, и не только.
Восстания, диверсии, скандалы, корабли: чем запомнилась «Кузница на Рыбальском» в Киеве, — ФОТО, Фото: Цензор нет
Производство катеров приостанавливалось в 2013 году, но возобновилось в 2014, когда в них появилась реальная потребность из-за начала российско-украинской войны. В сентябре были представлены новые разработки в рамках выставки “Оружие и безопасность-2014”.
Восстания, диверсии, скандалы, корабли: чем запомнилась «Кузница на Рыбальском» в Киеве, — ФОТО, Фото: Википедия
Начали производиться и бронемашины. А совместно с Черниговским заводом радиооборудования и Укрспецтехникой, в 2015 году, на Кузне занимались разработкой проекта защиты государственной границы.
В 2015, здесь работало 350 человек, занимающихся судоремонтными работами. Выпускались катера для ВМС и пограничной службы. В 2017 году, на собрании акционеров, было решено переименовать “Ленинскую кузницу” в “Завод “Кузница на Рыбальском”.
Восстания, диверсии, скандалы, корабли: чем запомнилась «Кузница на Рыбальском» в Киеве, — ФОТО, Фото: Yura Shvets
Однако, не обошлось без скандалов. Считается, что до 2018 года, опосредованным владельцем завода был Петр Порошенко. На тот момент — действующий президент Украины. В 2018 году, производство по сути было продано. Антимонопольный комитет Украины позволил офшорной компании из Кипра, оформленной на Сергея Тигипко, побрести более 50 процентов акций. Тигипко, по факту, стал бенефициаром.
Восстания, диверсии, скандалы, корабли: чем запомнилась «Кузница на Рыбальском» в Киеве, — ФОТО, Фото: Yura Shvets
В 2019 году, по заявлению Андрея Портнова, в Государственном бюро расследований было открыто уголовное дело. Имущество завода было арестовано, и начались разбирательства.
Восстания, диверсии, скандалы, корабли: чем запомнилась «Кузница на Рыбальском» в Киеве, — ФОТО, Фото: Википедия
Помимо этого, в суд подало Министерство обороны, за нарушение условий контракта, за что на “Кузницу” наложили крупный штраф. По нескольким сообщениям, производство заказов задерживалось. Учитывая происходящие скандалы, в 2020 году, предприятие остановило строительство катеров. Буквально в прошлом месяце, 28 апреля 2021 года, ДБР провело на заводе обыски. Разбирательства продолжаются.
Восстания, диверсии, скандалы, корабли: чем запомнилась «Кузница на Рыбальском» в Киеве, — ФОТО, Фото: Yura Shvets
Где находится “Кузница на Рыбальском” и как до нее добраться
Производственные цеха “Кузницы на Рыбальском” расположены на Рыбальском острове в Киеве. Собственно, название и говорит о расположении завода. Центральное здание находится по адресу улица Электриков, 26. Некоторые цеха расположены ближе к Киевской верфи. То есть — на водных участках острова. Доехать туда можно на автобусах 53 и 88.
Напомним, что о Рыбальском острове мы ранее подробно рассказывали.