«Утонувший» Буревестник: история киевского завода морских приборов и аппаратов ИВЛ
Мы уже рассказывали о многих столичных заводах, половина из которых уже давно не функционирует. Еще одним из таких является завод «Буревестник». Однако, надежда на его восстановление все еще не покидает государственные концерны.
История завода «Буревестник»
Завод был основан в разгар Холодной войны, в 1967 году. Здесь производились сложные радиолокационные системы, используемые в судостроительной отрасли. Производимые на «Буревестнике» приборы использовались практически во всех флотах СССР, и продолжили применяться в постсоветских странах.
Помимо морских приборов для оборонной отрасли, производили также медицинскую аппаратуру, включая инструменты, или аппараты искусственной вентиляции легких «Бриз».
Завод «Буревестник» в Киеве, Фото: Андрій Корчагін
После развала Союза, такой необходимости в производстве составляющих для военных кораблей уже не было, и заказы сократились. Тем не менее, украинский завод продолжал свою работу, и в 1990-х даже была создана модернизированная версия станции MP-244 «Экран», названную в последствии в честь предприятия.
В Крыму в 2002 году проходили испытания, и пограничная служба Украины приняла станцию «Буревестник-1» на вооружение. В 2006 году, например, было закуплено 20 таких. Однако, в 2008 году, завод работал все меньше и уже приходил в упадок.
Завод «Буревестник» в Киеве, Фото: Марина Ши
В 2009, когда началась эпидемия «свиного гриппа», правительство, находящееся тогда под руководством Юлии Тимошенко, заказало несколько сотен приборов ИВЛ. Их тогда было произведено 1000, 300 из которых куплены государством, а остальные пришлось раздать или продавать в частном порядке. Завод взял кредит и не смог по нему расплатиться. В 2010 уже появлялись долги.
Завод «Буревестник» в Киеве, Фото: Костянтин Петров
Тогда же был создан государственный концерн «Укроборонпром», в состав которого и вошло производство. Но в 2011 началась процедура банкротства через суд. К 2012 у предприятия накопились огромные долги как по налогам, так и перед своими сотрудниками.
Завод «Буревестник» в Киеве, Фото: Stas_Polessky.livejournal
Уже в 2015, «Буревестника» пытались реанимировать, сохранив персонал. Тем не менее, с выплатами зарплат вновь были большие проблемы, а работало предприятие чуть ли не раз в неделю.
Надежда на восстановление
На текущий момент, ситуация с производством плачевная. Государственное предприятие имеет налоговые долги более чем на 28 миллионов гривен и долги по зарплате в более 5 миллионов. За заводом числится 808 судебных решений. Есть также активы и обязательства на сотни миллионов, отрицательная прибыль и нулевой доход.
Завод «Буревестник» в Киеве, Фото: Stas_Polessky.livejournal
Эксперты также утверждают, что потеряно не только ценное оборудование, но и конструкторская документация, важная для возобновления работы. Тем не менее, когда началась пандемия коронавируса, о заводе вспомнили. А сейчас «Укроборонпром» инициирует перевод производства в Фонд госимущества.
Завод «Буревестник» в Киеве, Фото: Stas_Polessky.livejournal
Неизвестно, останется ли некогда успешное предприятие заброшенным, будет продано подобно «Большевику» и «Электронмашу», или когда-нибудь вновь начнет работать, учитывая, что там производились достаточно ценные компоненты, актуальные на сегодня.
Где находится завод «Буревестник» и как до него добраться
Здание комплекса расположено в Дарницком районе Киева, по адресу ул. Здолбуновская, 2. Рядом находится одноименная остановка, на которой останавливаются автобусы 108, а также маршрутки 178, 475 и 599.
Напомним, что ранее мы рассказывали о Кузне на Рыбальском. Читайте наш телеграм-канал.