ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО
Киевский метрополитен — развитая подземно-надземная транспортная система, использующая довольно сложные механизмы и алгоритмы. Многие пассажиры удивляются работе метро, и невольно задают вопросы, связанные с этим транспортом. Журналисты 44.ua решили найти ответы на 15 самых популярных таких вопросов.
Почему в подземных станциях Киевского метро есть свой запах?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: Вадим Січкарук
Этот запах легко узнает практически любой пассажир Киевского метрополитена. Стоит только подойти к подземной станции, как из нее доносится достаточно приятный аромат подземки. Многие задаются вопросом, откуда он берется. Специалисты объясняют это тем, что деревянные шпалы вымазаны креозотом. Веществом, которое позволяет им не портиться со временем. Однако, такой запах иногда можно услышать и в подземных бункерах, где метрополитена нет.
Почему в Киевском метрополитене постоянный сквозняк?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: Serhii Panchenko
Стоит лишь зайти на станцию, как можно ощутить поток ветра. А если встать рядом с путями — он усилится еще больше. Связано это с системой вентиляции метрополитена. Со станций и из тоннелей есть вентиляционные выходы с шахтами, а процесс вентиляции обеспечивается с помощью поездов и тоннелей. Когда поезд едет — он буквально выталкивает из тоннеля поток воздуха. Отсюда и сквозняки.
Почему в Киевском метро нет туалетов и урн?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: Aleks Chep
Если кто захочет зайти в уборную или выбросить что-нибудь в Киевском метро — их ждет неприятная новость. На станциях и в поездах нет ни туалетов, ни урн. Связано это прежде всего с безопасностью самих пассажиров. Урны могут потенциально использоваться для терактов. А туалеты изначально не были предусмотрены конструкцией. К примеру, на некоторых станциях Харьковского метрополитена они есть.
Как работники Киевского метро с ночной смены добираются домой?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: 44.ua
Многих интересует вопрос, как машинисты последнего поезда на ночной смене добираются до дома, если на метро уже не доедешь, а наземный транспорт тоже в такое время не ходит. Ответ достаточно неожиданный. Машинисты ночной смены не едут домой. Когда они дежурят до ночи, то останавливаются в специальных номерах на территории депо.
Почему поручни и ступеньки на эскалаторах Киевского метро едут с разной скоростью?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: Олег Завалко
Некоторых это даже раздражает, но на многих эскалаторах, поручни едут быстрее или медленнее, чем ступеньки. Существует даже версия, что их так запускают для того, чтобы уставшие пассажиры не засыпали, стоя на ступеньках. Необходимость переставить руку приводит в себя. Однако, все намного проще. Поручень движется по специальной катушке, которая со временем стирается. Новые катушки делают большими, с запасом, а через время они уже маленькие. Поэтому поручни то быстрее, то медленнее ступеней.
Почему на станциях работают не все эскалаторы, и они всегда разные?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: Vasily Dmytriiev
Пассажиры могут заметить, что, например, на станции, где установлено 4 эскалатора в ряд, работает всего 2. Один на подъем, и один на спуск. Когда попадаешь на станцию в следующий раз — работают уже другие, а предыдущие закрыты. Связано это с перегревом системы. Чтобы его не допускать, дежурные регулярно меняют эскалаторы, а те, что некоторое время проработали, просто отдыхают до следующего включения.
Почему на некоторых станциях Киевского метро по два эскалатора?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: Ruslan Chepil
На таких станциях Киевского метрополитена как «Арсенальная», «Университет», или на одном из выходов метро «Крещатик», можно заметить, что эскалаторы разделены. Стоит проехать один участок, как через промежуточный вестибюль пассажиров встречает еще один ряд эскалаторов. Это связано со значительной глубиной станций. К примеру, глубочайшая в мире «Арсенальная» со 105,5-метровой глубиной, просто не могла обслуживаться одним эскалаторам, ведь таких не было в природе. Поэтому подъем разделили на два отрезка.
Почему некоторые станции Киевского метрополитена такие глубокие?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: Deivydas Li
Из предыдущего ответа исходит следующей вопрос: зачем некоторые станции Киевского метро вообще делали такими глубокими? Ведь пользоваться станциями, на которых вовсе нет эскалаторов, намного удобнее. Глубина заложения зависела от природных факторов. Когда строили ту же «Арсенальную», к мировому рекорду не стремились. Просто находится она на самом высоком холме Киева, а станция обычной глубины столкнулась бы с грунтовыми водами. Вот и сделали несколько центральных станций такими глубокими.
Почему поезда в Киевском метро иногда сбавляют скорость или останавливаются посреди тоннеля?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: Наш Киев
Большинству пассажиров хотелось бы, чтобы поезда ездили быстрее. Но стоит им набрать скорость, как машинисты начинают сбавлять ее, а иногда и вовсе останавливаются где-нибудь в тоннеле, что даже пугает. Такой подход необходим из-за регулирования движения. Поскольку поезда, особенно на красной линии, ездят достаточно часто, они находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Чтобы один поезд не догнал другой, предыдущие замедляют движение или останавливаются, если один подвижной состав задержался на станции или потерпел неисправность.
Как на станциях Киевского метрополитена определяют пассажиропоток?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: Максим Чабанюк
Работники Киевского метрополитена иногда выкладывают данные о том, сколько пассажиров проходит через каждую станцию. К примеру, станцию «Днепр» назвали самой непопулярной. А как они это определяют? В некоторых источниках даже можно встретить версию о том, что вагоны с пассажирами взвешивают. На самом деле, пассажиропоток измеряется благодаря турникетам. Когда пассажир проходит через них, система его считает.
Что делать, если пассажир упал на рельсы в Киевском метро?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: Наш Киев
Опасная ситуация, если пассажир падает на пути. Лучше знать, что делать, если упали сами, или как правильно помочь другим. Главное — не касаться желтого или красного рельса и не пытаться забраться на платформу. Нужно либо правильно лечь в паз между рельсами, либо бежать в противоположную от поезда сторону. Там будут ступеньки. Как правильно действовать в такой ситуации, мы ранее подробно рассказывали.
Кто озвучивает Киевский метрополитен?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: Викимедия
Объявления в Киевском метрополитене — это отдельный вид искусства. И многих пассажиров интересует, кто и как озвучивает метро. Раньше это делал Николай Петренко, а метрополитен стал сотрудничать со студией Tak Treba Production, уже без персоналий. Недавно запись вновь заменили на новую. Это периодически делают, чтобы все объявления звучали одинаково, одним и тем же голосом. О том, кто и как озвучивал Киевский метрополитен, мы тоже ранее говорили.
Можно ли спрятаться в Киевском метро от войны?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: tov tob livejournal
Некоторых пассажиров волнует вопрос о бункерах в Киевском метро. На отдельных станциях они действительно есть. Такие строили еще в середине XX века, когда происходила Холодная война, из-за угрозы ядерного удара. Эти бункеры существуют до сих пор, даже с запасом провизии. Рядом с «Арсенальной» даже строили командный пункт, но так его и не доделали. От неядерных ударов можно спрятаться даже на самих станциях, если они достаточно глубокие. Но мы очень надеемся, что бункеры никогда не понадобятся, а метро будет использоваться лишь по назначению.
Почему в Киевском метрополитене всего три линии?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: Википедия
Киевский метрополитен состоит из трех линий. Это красная Святошинско-Броварская, синяя Оболонско-Теремковская, и зеленая Сырецко-Печерская. Всего на них 52 станции. Сравнивая это количество, к примеру, с Парижским метрополитеном, в котором 16 линий на похожую с Киевом квадратуру, можно подумать, что трех недостаточно.
Так получилось не только из-за недостатка финансирования, но и из-за того, что еще при СССР инженеры начали строить линии в Киеве полностью, а лишь потом начинать следующие. В городах бывшего СССР, где линий больше, начинали строить сразу несколько веток, а лишь потом их развивали. Хотя, возможно, киевский подход более правильный, ведь начатое могли и не продолжить. В планах Киевского метрополитена добавить еще две полноценных линии.
Почему в Киевском метрополитене отменили жетоны?
ТОП-15 вопросов о Киевском метрополитене, которые вы хотели задать, — ФОТО, Фото: Метро на Виноградар
В последние годы, в Киевском метро обеспечивался вывод жетонов из оборота. Они долго сохранялись, но сейчас их уже не встретишь. Руководство метрополитена оценило их как пережиток прошлого, хотя большинству пассажиров они нравились. Во многом жетоны убрали из-за сложностей с их эксплуатацией, заменив на более современные QR-билеты или электронные коды, которые можно просто прислонить к турникету. Обновление турникетов тоже в процессе.
Напомним, что ранее мы подробно рассказывали о том, как в Киевском метро менялись способы оплаты в разные годы.