Пять, три или восемь: сколько вагонов было раньше в поездах киевского метро
Большинство киевлян давно привыкло к тому, что состав метро состоит из пяти пассажирских вагонов. Однако, далеко не всегда это было так, несмотря на длину платформ. Журналисты 44.ua решили рассказать историю протяженности составов Киевского метрополитена. Какими они были сразу, когда и почему изменились.
3 вагона типа Д и станция «Днепр»
Киевский метрополитен был открыт 6 ноября 1960 года. А полноценно — лишь 12 ноября. На первом этапе появилось 5 станций, а одной из конечных была станция «Днепр», о которой мы подробно рассказывали ранее. А особенности «Днепра» были описаны в статье о станциях, которые были конечными. Эта станция уникальна сразу по нескольким параметрам, а в первые годы на ней было немало сложных конструкций.
Поскольку станция можно сказать стояла на обрыве — поезда на ней ходили несколько иначе, чем сейчас. Платформа была перегорожена, а для обратного хода использовался специальный съезд на рельсах. Временная перегородка платформы была рассчитана на 3 вагона. Именно такие составы в Киеве и ходили на первых порах. Причем в одном из вагонов состава находилось отдельное место для матерей с детьми.
Первыми вагонами Киевского метрополитена были вагоны типа Д, выпускаемые на заводе в Мытищах с 1955 по 1963 годы. А поставлено их было в город всего 24 единицы. Отчасти, небольшие составы из трех вагонов были связаны именно с этим. При использовании всех вагонов в составах по 3 единицы, в Киевском метрополитене могло эксплуатироваться 8 составов.
Пассажиропоток тоже был значительно меньше. Это зависело и от населения, и от охвата территории. Метро ходило от «Днепра» до «Вокзальной». Спрос на него был меньше, чем сейчас, а в первые моменты на нем в основном катались и вовсе для удовольствия, чтобы посмотреть на новый транспорт.
Развитие Киевского метрополитена в 1970-е
Как известно, к 1965 году уже было открыто несколько новых станций, линию продлили, а метрополитен стал более востребованным транспортом. Пассажиропоток значительно увеличивался, а вагонов стало больше. Подвижной состав к 1969 году был увеличен до 39 единиц. Однако, в том же году метрополитен Киева передал все свои вагоны Ленинграду, а взамен было поставлено такое же количество вагонов, но уже другого типа, Е. Позднее привезли и усовершенствованные вагоны Еж
Также, после открытия станции «Черниговская» в 1968, появилось новая станция для ремонта и обслуживания составов. Также пункт обслуживания появился и в стороне станции «Святошин». До этого, при запуске метрополитена, все работы выполнялись прямо на станции «Днепр», где был временный ремонтный пункт.
К 1970 году вагонов было больше, станций тоже, как и людей. Составы были расширены до 4 вагонов в одном. Однако, станции Киевского метрополитена изначально строились под 5 вагонов. Это можно заметить по размеру платформы. Полноценно, пятивагонные составы начали ходить в Киевском метрополитене с 1972 года.
23 сентября 1972 года, к слову, на станции «Арсенальная» отметили миллиардного пассажира. Им оказался работник завода «Арсенал» по фамилии В. Голиков. Его поздравил главный инженер метрополитена Р. Заграничный, и юбилейный пассажир получил право бесплатного проезда в Киевском метро на целый год.
Уменьшение составов в 1990-е и 2000-е
По информации некоторых источников, с 1972 года протяженность составов из 5 вагонов остается неизменной. Однако, в непростые 1990-е и 2000-е она вновь менялась из-за уменьшающегося пассажиропотока. Сначала составы сократили до четырех вагонов, а через несколько лет и до трех.
Альтернативой было увеличение времени между прибытиями поездов на станции. Однако, это было бы менее удобным решением для пассажиров, поэтому был выбран путь уменьшения количества вагонов. Но уже в середине 2000-х, в часы пик наблюдалась сильная перегрузка, после чего вагоны было решено восстановить. Теперь их ходит по 5 единиц в каждом поезде.
А могли быть поезда по 8 вагонов?
Существует мнение, что по ранним проектам станций Киевского метрополитена, рассчитывались составы по целых 8 вагонов. Но в существующем варианте, таких поездов ходить не может, поскольку средняя длина платформ составляет 100 метров, или чуть более 100. А этого недостаточно для таких длинных составов.
К тому же, учитывая интервалы движения поездов и нагрузку пассажиропотока в Киеве, такой необходимости никогда и не возникало. Поезда из пяти вагонов являются оптимальным для Киевского метрополитена вариантом, который устраивает пассажиров.
Напомним, что ранее мы рассказывали о строительстве тоннелей под Днепром, которые называют Сталинским метро.