Омнибусы из Броваров и катастрофа на рельсах: как строили первую железную дорогу в Киев
Современные поезда — важнейший вид транспорт во всем мире. Каждый день с помощью железных дорог путешествуют миллионы людей. В Киеве поезда тоже являются важнейшим атрибутом жизни современного города. Поэтому журналисты 44.ua решили разобраться, когда в Киеве появилась железная дорога и прибыл первый поезд с пассажирами.
Первые проекты железной дороги через Киев
Если первую в мире железную дорогую построили в Англии еще в 1825 году, то в Российской империи, в составе которой тогда находился Киев и вся Украина, первые железнодорожные проекты появились только спустя 12 лет.
Так, в 1837 году поручик Голиевский разработал план железнодорожного полотна Санкт-Петербург — Одесса. Часть трассы должна была пройти через Киев. Увы, но предлагаемый проект железной дороги не был принят. Тогдашние чиновники идею оценили позитивно, но сомневались, что строительство путей будет экономически выгодно государству.
И только в 1866 году правительство империи разрешило акционерному обществу «Де Вриер, Шакен, Брюно и Ко» строить Киево-Балтскую железную дорогу, которая и стала прародителем для современных железных дорог, ведущих в Киев.
Как строили первые железные дороги в сторону Киева
По случаю такого события в Киеве в 1886 году решили устроить торжественный праздник. Он прошел на территории рощи, где было здание военной гимназии (в будущем — Владимирский Киевский кадетский корпус).
Здесь уже полным ходом шла рубка деревьев для будущей прокладки железнодорожный путей. Но стоит отметить, что железная дорога Киев — Балта — это только часть большого проекта.
Поэтому уже в декабре еще одно акционерное общество, которое основали известные в те времена предприниматели: Павел Дервиз, Карл Мекк и князь Сергей Долгорукий, получило от государства концессию на четыре года на строительство Киевско-Курской железной дороги.
Первый железнодорожный вокзал в Киеве., Фото: weekend.today.
Работы стартовали вначале 1867 года, а уже летом в торжественной атмосфере рабочие заложили фундамент станции «Киев». А Чтобы соединить дороги Киев-Балта и Киев-Курск в одно целое, в марте 1868 года в Киеве началось масштабное строительство железнодорожного моста через реку Днепр.
Мост через Днепр вместо пароходов по реке
Конструкция была длиною в километр и состояла из 12 пролетов. На верхнем уровне моста проложили одну колею. Весь всей переправы составил 3 тысячи 936 тонн.
Железнодорожный мост через Днепр (мост Струве) в Киеве, Фото из Википедии
Все работы на мосту были завершены в феврале 1870 года, однако мост еще должен был пройти испытания. Надежность переправы испытывали так: на каждой из 12 секций в одно время стояли шесть паровозов, после их сцепили в один поезд, который на скорости несколько раз проезжал через мост.
В итоге, испытания моста были признаны успешными. Так 13 февраля 1870 переправа через реку Днепр в Киеве была открыта, а движение поездов официально запущено.
Омнибусы из Броваров и первая железнодорожная катастрофа поезда в Киев
Первый поезд на станции «Киев-пассажирский» в 1870 году., Фото из архива Юго-Западной железной дороги.
Строительство железных дорог в сторону Киева продвигалось, на удивление быстро. Уже в декабре 1868 года, то есть спустя всего через 2 года со старта, для поездов открыли участок Киевско-Курской дороги из Курска до Броваров.
Так как железнодорожный мост был еще в процессе создания, поезда в сам Киев еще не заезжали. Хотя путешествия на поездах уже тогда пользовались большой популярностью, да и желающих попасть в Киев было довольно много.
Поэтому между Броварами и Киевом запустили движение многоместных конных карет для тех пассажиров, которые все таки хотели попасть в украинскую столицу. Они подъезжали к станции за несколько минут до прибытия поезда, в них садились путешественники, а багаж, который они привозили с собой, перелаживали на лошадей.
24 декабря 1868 года из Курска в Киев выехал первый поезд. Увы, но первая поездка железнодорожного состава была омрачена трагедией – поезд сошел с рельсов. Погиб машинист и кондуктор поезда.
Пришлось ответственным лицам еще раз осматривать железнодорожное полотно. В ходе проверки были выявлены многие дефекты на путях. К счастью, их удалось быстро устранить и 29 числа первый поезд благополучно прибыл в Бровары.
Непосредственно в Киев первый поезд приехал чуть больше чем через год — в января 1870 года. Пассажиры поезда прибыли на станцию «Киев-Московский». А еще через месяц поезд «Москва — Киев» был принят знакомой нам всем сейчас станцией «Киев-Пассажирский».
Напомним, ранее мы уже рассказывали о том, когда в Киеве появились первые автомобили и как на них реагировали киевляне.