Грязный Киев: откуда в городе берется смог и как с этим бороться
Киев буквально на днях попал в список мировых мегаполисов с самым грязным атмосферным воздухом. Увы, но такая ситуация для украинской столицы совсем не нова: киевляне очень часто страдают от запаха гари, а городская власть никак не может улучшить ситуацию с загрязнением воздуха.
Журналисты 44.ua попытались разобраться, почему в Киеве так часто появляется смог, влияет ли на это ежегодные поджоги сухой травы и как можно улучшить атмосферный воздух в городе.
Что становится причиной смога в Киеве?
По словам председателя Всеукраинской экологической лиги Татьяны Тимочко, в Киеве есть сразу три источника загрязнения воздуха, а именно:
- автомобильный транспорт
- горение травяного настила, когда киевляне весной и осенью начинают поджигать траву на больших открытых участках
- пожары на торфяниках и лесные пожары.
«Мы все помним те масштабные пожары, которые случились в 2020 году. Они серьезно повлияли на качество воздуха не только в Киеве. Это источник, который действительно серьезно вредит атмосферному воздуху. Плюс, погодные условия и то, что Киев находится на неровной поверхности приводит к тому, что выбросы, например, автомобильного транспорта просто зависают над городом. Так в воздухе появляется большая концентрация загрязняющих веществ, а низкая облачность, которая характерна для Киева — «прижимает» все это к земле и появляется смог», — говорит Татьяна.
В целом же, все ведущие сходятся во мнении, что основным источником загрязнения воздуха в нашем городе является автомобильный транспорт. При чем автотрафик в Киеве с каждым годом все растет и растет.
К примеру, в 2021 году в столице было зарегистрировано 1 миллион автомобилей. Теперь экологи фиксируют превышение формальдегида, диоксида углерода, диоксида азота на перегруженных трассах, бульварах и проспектах — на самых загруженных локациях Киева.
«Кроме выбросов от сжигания топлива, есть еще очень опасные выбросы от истирания автопокрышек. А каждая шина за год использования теряет до 1 килограмма своего веса. Ежедневно 5 тонн шинной пыли оседает вблизи городских трасс», — объясняет эколог Национального экологического совета Украины Александр Чистяков.
Как на качество воздуха в Киеве влияет промышленность?
Спад производства не влияет на количество загрязнения. Устаревшее оборудование не позволяет снизить выбросы. А когда экономическая ситуация улучшится — выбросов из заводов и фабрик станет еще больше.
Тимочко озвучила цифры, согласно которым уменьшение выбросов в Киеве если и происходит, то очень несерьезное.
«Например, углекислый газ: в 2019 году было 199 миллионов тонн, в 2018 — 203 миллиона тонн, а в 2012 — 201 миллионов тонн. Эти вредные вещества находятся примерно на одном уровне. Прямой корреляции, уменьшение производства и уменьшение выбросов, нет», — уверена Тимочко.
Эксперты утверждают, что в Киеве никто не боится нарушать букву закона и продолжают загрязнять атмосферу, что приводит к негативным последствия для здоровья киевлян. И если в Европе внимательно следят за основными источниками загрязнения и штрафуют их, то в украинской столице к этому относятся снисходительно.
Так, Александр Чистяков предлагает городской власти оборудовать новые станции мониторинга качества воздуха. Системы должны измерять твердые частицы пыли, диоксид азота и диоксид серы.
«Система, которая мониторит сейчас, была установлена еще в семидесятые годы, она уже морально устарела и отстала от новых технологий. Да, в двух районах есть новые станции, но для Киева — это мизер». Все знают, что завод» Энергия «ночью отключает фильтры и работает на полную мощность, так как нет автофиксациии выбросов.»А на мелкодисперсную пыль, которую выбрасывает Дарницкая ТЭЦ, так как работает на угле, даже современных нормативов нету. Поэтому эпидемия, карантин, а люди вблизи окна не могут открыть», — говорит мужчина.
Как исправить ситуацию?
Эксперты называют сразу несколько возможностей, которые могут использовать и внедрить городские власти для улучшение экологической ситуации в городе.
«Во-первых», в Киеве нужно не уничтожать зеленые зоны, а создавать новые. Уничтожить практику вырубки деревьев для высотного строительства. Прекратить бездумное кронирование зеленых насаждений, когда коммунальщики срезают все и потом мы ждем пять лет, , пока дерево снова станет «зелеными легкими»- рассказывает Чистяков.
Во-вторых, в Киеве нужно построить новые дорожные развязки, что позволит улучшить транспортную инфраструктуру и избавит город от постоянных пробок.
«Достроить кольцевую дорогу, чтобы фуры вообще не заезжали в город.Обустроить пылевые барьеры вдоль трасс», — добавляет эксперт.
И в-третьих — отказаться от маршруток и наладить правильное движение общественного транспорта, с предпочтением электротранспорту.
И не забывать про строительство велоинфраструктруы,поскольку сейчас велосипедистам вредно для здоровья ездить «грязными» от выхлопов автотрассам», — подытожил Чистяков.