Самоубийство на сцене и дружба с Чайковским: история скандальной артистки Евлалии Кадминой, — ФОТО
4 ноября 1881 году в Харькове на глазах у зрителей счеты с жизнью свела великая оперная певица и актриса Евлалия Кадмина. Ее талантом восхищался Петр Чайковский, а жизненный путь артистки стал источником вдохновения для Ивана Тургенева, Александра Куприна, Николая Лескова и Александра Суворина. Редакция 057 решила рассказать историю жизни этой эксцентричной и неоднозначной творческой личности.
1 октября 1853 года в Калуге родилась Евлалия Кадмина. Девочка росла в семье цыганки и малограмотного купца. Евлалия с самого детства отличалась нелюдимым и своенравным характером. Все свободное время она проводила за книгами в одиночестве.
Отец Евлалии чувствовал, что девушку ждет большое будущее, поэтому отправил ее учиться в Елизаветинский институт. Евлалия Кадмина должна была стать гувернанткой, во всяком случае именно этому она обучалась в институте благородных девиц. Однако судьба распорядилась по-другому. В 1970 году девушка выступала на очередном концерте, который устраивали в институте. Там ее пение заметил директор московской консерватории Николай Рубинштейн. Он не только поспособствовал поступлению девушки в консерваторию, но и помог получить стипендию.
В консерватории Кадмина стала всеобщей любимицей. Будущая звезда обладала необычным голосом — бархатным меццо-сопрано. Петр Чайковский говорил, что Евлалия могла эмоционально окрашивать звук. Специально для нее композитор написал музыку к весенней сказке Александра Островского «Снегурочка». Помимо этого, Петр Ильич посвятил Кадмине свой романс «Страшная минута».
Евлалия окончила консерваторию с серебряной медалью и стала солисткой Большого театра. Артистка сразу стала объектом всеобщего восхищения. Чайковский говорил:
Несмотря на успех, не все ожидания Евлалии Кадмины оправдались. В Большом театре вместо обещанных 55 спектаклей за один театральный сезон ей дали только 30 за два. Певице пришлось переехать в Мариинский театр в Петербург. Тут она продолжает успешно выступать и устраивать скандалы за кулисами. Прима обладала скандальным и капризным характером. Девушка могла порвать контракт, сорвать спектакль, избить журналиста или запустить в сотрудника театра зонтик. Евлалия осознавала невыносимость своего характера, поэтому однажды даже подписалась как «Сумасшедшая Евлалия».
В Петербурге певица долго не задерживалась и отправилась в Италию, где ее снова ждал оглушительный успех. Там Евлалия училась петь партии не меццо-сопрано, а сопрано. За все время она успела выступить в Милане, Неаполе, Турине и Флоренции. Однажды Евлалия Кадмина сильно заболела. Так она познакомилась с врачом Эрнесто Фальконе, с которым у неё возник роман. В 1877 году они поженились, а через год вместе переехали в Киев.
Читайте также: Подземные реки, местные призраки и разлом земной коры: история Саржиного яра, — ФОТО.
В Киеве у артистки начались проблемы в личной жизни. Итальянский муж начал ревновать супругу к большой сцене. Через некоторое время они развелись, а Евлалия переехала в Харьков. Здесь прима постепенно осознавала, что теряет голос. В связи с этим Евлалие Кадмине предложили попробовать себя в роли драматической актрисы. В Харьковском театре она играла Офелию в шекспировском «Гамлете». Зал аплодировал стоя, а занавес поднимали снова и снова. В то же время девушка познакомилась с местным офицером. У них возник краткосрочный роман, но вскоре он ушёл к богатой невесте. Евлалия осталась подавленной и разбитой в одиночестве.
4 ноября 1881 года в Харьковском театре ставили пьесу Александра Островского «Василиса Мелентьева». Именно на этот спектакль решили прийти бывший возлюбленной со своей невестой. Доиграв первый акт, Евлалия Кадмина вернулась в гримерную, нашла коробку спичек, отломала от них фосфорные головки и запила их чаем. Едва выйдя на сцену, Евлалия побледнела и бессильно рухнула на пол. Через шесть дней артистки не стало. Это самоубийство вызвало много откликов у деятелей искусства. Под впечатлением трагической смерти актрисы были написаны повесть Ивана Тургенева «После смерти», рассказы Александра Куприна «Последний дебют», Николая Лескова «Театральный характер», пьесы Александра Суворина «Татьяна Репина».
О смерти Евлалии Кадмины Петр Чайковский писал: