Нет тепла и горячей воды: почему жители Харькова мерзнут в своих квартирах
Несколько раз за зиму в Харькове случался так называемый «тепловой» коллапс, когда несколько микрорайонов города остались без тепла в минусовую температуру. Редакция 057 решила разобраться в причине постоянного отключения тепла в городе.
Наиболее пострадавшими районами Харькова стали Алексеевка и Павлово поле, хотя подобные ситуации с отключением тепла случались по всему городу. Как заявляют в Харьковском городском совете – главной причиной проблем с отоплением стала провальная подготовка КП «Харьковские тепловые сети» к отопительному сезону.
Секретарь Харьковского городского совета Игорь Терехов назвал это коммунальное предприятие «черной дырой», в которой пропали 3 миллиарда гривен.
ФОТО: открытые источники
«Подводя итоги финансирования прошлого года, могу сказать, что на «Харьковские тепловые сети» были выделены беспрецедентные суммы. Это порядка 3 миллиарда гривен из городского бюджета и Мирового банка. Как я уже говорил, предприятие стало своеобразной «черной дырой» в городском бюджете», — отметил Игорь Терехов.
Стоит отметить, что, несмотря на такие суммы, выделяемые горсоветом на поддержание тепловой системы города, масштабно она не менялась и не реконструировалась еще со времен СССР.
«Система создана в 60-65 году. Срок службы системы, который в нее закладывается – 25 лет. Примерно в 80-е годы харьковские теплосети должны были быть обновлены. Но этого в полном объеме не произошло. Спустя еще один срок в 2005 сети тоже обновлены не было. Сейчас наши теплосети также не обновляются в должном размере», — отметил специалист по отоплению и вентиляции Александр Пустовойтов.
Читайте также: Пропал подросток: что делать харьковчанам, если ребенок ушел из дома, — ФОТО, ВИДЕО.
По словам эксперта, трубы и узлы Харькова работают третий срок без замены. Это негативно сказывается на работоспособности еще и из-за того, что нагрузка на сети не становится меньше. Каждый год в Харькове строят новые дома, здания и торговые центры, которые подключаются к основным магистралям, которым уже боле 60 лет.
ФОТО: открытые источники
Также одной из проблем является то, что во многих моментах «на бумаге» обновления и замены проходят, но в реальности необходимы замен не производится или производятся с ошибками.
«Часто архитекторы или эксперты дают задачу, а исполнители начинают менять планы и чертежи, пытаясь сэкономить или облегчить работу. Делают они это не понимая общей картины. В итоге получаются проблемы. Этим Харьков отличается от Киева – там исполнители меньше лезут в чертежи, а просто выполняют поставленную задачу», — отметил эксперт.
Как пример архитектор привел случай, когда для новостройки на Алексеевке был разработан план подключения коммуникаций. Были соблюдены все нормы и стандарты, проложен специальный маршрут, который не задевал пешеходных и автомобильных дорог и был максимально удобен для ремонтов, обновлений и замен. Однако строители проложили трубы напрямую, проигнорировав задачи, поставленные перед ними архитекторами. Как отметил эксперт, это было сделано для экономии труб и ресурсов.
Что касается постоянных ремонтов в зимнее время, из-за которых дома остаются без тепла, то по словам эксперта, это не вина «ХТС». Основные ремонтные работы проходят вовремя и узлы теплосетей улучшаются в летний период, зимой же ремонты происходят только в тех случаях, когда случаются порывы.
ФОТО: открытые источники
«Коллапс на Алексеевке произошел потому, что основную магистраль надо было обновлять давно. Новостройки подведены к основной магистрали, а она очень старая. Ее нужно менять. Да, момент упущен, это надо было делать еще в 90-е, но даже сейчас нужно по возможности нужно менять самые сложные участки», — рассказал Александр Пустовойтов.
Он отметил, что в полном размере поменять все сети в Харькове уже не получится из-за масштаба работ.
«Это грузовики с трубами будут идти в Харьков колоннами. Половину города придется разрыть, а некоторые места уже и вовсе не доступны из-за того, что там выросли новые районы. Но решать вопросы там, где это возможно – необходимо. Например, менять старые чугунные задвижки на современные. Да, это дорого, но улучшит ситуацию хотя бы немного», — отметил эксперт.
Тем не менее, по словам Александра Пустовойтова, в Харькове сейчас не худшая в Украине ситуация с тепловыми сетями среди городов-миллионников. Однако, по мнению эксперта нужно стремиться к Киеву, где тепловики успешно провели ряд обновлений и система работает куда лучше, чем Харькове.
Напомним, как выглядел бы Харьков без рекламных вывесок и баннеров. Подробнее об этом читайте здесь.