Днепр — нереализованная столица самолетостроения Юга Российской империи: история отрасли
Днепр еще во времена, когда носил название Екатеринослав, был нереализованной столицей самолетостроения Юга Российской империи.
Среди профессиональных историков, известных специалистов по Первой мировой войне (1914-1918 гг.), мало кто знает, что в конце 1916 года Главным Управлением военно-воздушного флота Российской империи рассматривался вопрос о сооружении на юге Украины большого военного аэропорта. К этому также планировали построить завод по производству моторов и летательных аппаратов. Для обеспечения нужного количества кадров планировали открыть целый ряд учебных заведений по подготовке техников и летчиков для нужд военной авиации империи.
Для поиска оптимальной локации Главное Управление в 1916 году создало специальную комиссию по обследованию ряда городов юга Украины. В подходящей точке Управление планировало соорудить и эксплуатировать будущий авиационный комплекс. В общий перечень городов-претендентов, кроме Херсона, Александровска, Харькова и Никополя, попал и Екатеринослав, который имел развитую промышленную и транспортную инфраструктуру, ряд специально-технических учебных заведений, квалифицированный технический персонал, удобные железнодорожные и шоссейные пути сообщения необходимые для подвоза сырья и вывоз готовой военной продукции.
В декабре 1916 года в Екатеринославскую городскую думу обратились представители Министерства внутренних дел Российской империи с просьбой выделить для нужд Военного ведомства земельный участок с общего фонда города. На этом участке в соответствии с планами министерства предполагалось сооружение нового самолетостроительного завода. Земельная комиссия городской управы оперативно среагировала на запрос министерства, приняв на своем очередном заседании соответствующее решение о выделении земли.
Екатеринославская городская управа в своем письме от 3 января 1917 в Управление Военно-воздушного флота сообщила о том, что город согласился предоставить от 2 до 3 десятин земли для строительства казенного завода авиационных моторов и аппаратов в ряде районов города с разной стоимостью:
1) рядом с дачами по цене 15 000 рублей за десятину;
2) вблизи Артиллерийских казарм — по цене 12 000 рублей за десятину;
3) вблизи Брянского завода рядом с Днепром по цене 20 000 рублей за десятину.
При этом, члены управы отметили то обстоятельство, что местность рядом с Брянским заводом во время ливней предрасположенно к паводкам. Чтобы избежать этого можно было засыпать затопленные части земли, по примеру Брянского завода.
Стоит отметить, что представители Главного управления Военно-воздушного флота империи не одобрили эти три варианта. На тот момент они рассматривали наиболее оптимальные условия, которые им предоставили в городской думе Херсона. Вот так и прошел тендер не в пользу Екатеринослава. Хотя это не помогло Херсону и там завод не появился, из-за Февральской и Октябрьской революции.
Исходя из анализа документов, Главным управлением Военно-воздушного флота Российской империи Екатеринослав рассматривался как город, где должен был располагаться мощный состав авиационной техники. При осмотре городских локаций представители управления наиболее удобным видели склад на участке земли с постройками бывшей пивоварни наследников завода Боте в Екатеринославе, которая размещалась на углу Екатерининского проспекта и Гимнастической улице. Очевидное преимущество данного участка земли, по мнению военных экспертов заключалась в том, что она располагалась рядом с городским вокзалом, имело выстроенные большие корпуса, которые несложно было переоборудовать под военные казармы для личного состава и технического персонала.
По мнению представителей комиссии военного ведомства предложена владельцами цена в 975 000 рублей отвечала реальной рыночной стоимости земли и домов, которые были на ней построены. Комиссия управления в своем докладе в Управление отметила, что данный участок отвечал всем техническим требованиям для строительства авиационного состава при условии, что Министерство земледелия примет решение о прирезке земли к данному участку. Это должно было увеличить его общую площадь, что позволило бы соответствовать техническим характеристикам большого состава авиационной техники.
Одновременно Комиссия министерства осмотрела в Екатеринославе участок земли на правом берегу Днепра выше города. Данный участок представлял собой неровную песчаную площадь в оврагах и холмах, которая располагалась далеко от города. Там не было удобных транспортных путей сообщения, поскольку не хватало вымощенного пути в течение 3 слоев, что значительно затрудняло полноценное функционирование нового военного объекта.
Второй участок земли с заводскими зданиями располагался на Мандрыковской улице. Однако эксперты военного ведомства забраковали его. Причиной стало его недостаточный размер и имеющиеся на территории изношенные здания.
Земля на берегу Днепра, принадлежала екатеринославскому купцу Пале общей площадью в 4000 кв. саженей со зданиями и остовом большой мельницы, которая сгорела. Данный участок был непригоден для строительства склада из-за небольшой площади.
Именно из-за отсутствия в Екатеринославе большого по площади массива городской земли, город, несмотря на очевидные экономические и инфраструктурные преимущества, проигрывал конкурентную борьбу другим городам Южной Украины за право строительства самолетостроительного завода. Несмотря на очевидное поражение, Екатеринослав был значительный экономический, технический и человеческий потенциал, который будет реализован в ряде масштабных проектов заводов только в послевоенное время.
По материалам старшего научного сотрудника Музея истории Днепра к.и.н. Ю. В. Берестень.