Принятия каких законов следует ожидать в 2017 году
На сегодняшний день в парламенте находятся ряд законопроектов, уже принятых в первом чтении, или которые еще не дождались рассмотрения в сессионном зале. Кроме того, ряд законов должны быть написаны согласно ранее проведенным реформам.
Конечно, тяжело точно спрогнозировать, как будет развиваться социально-политическая жизнь Украины в 2017 году, но шансы на принятие ряда законов в ближайшие месяцы достаточно велики.
Новый закон об ООО
В Украине зарегистрировано около полумиллиона ООО (ТОВ) – в первую очередь, это малый и средний бизнес.
Действующий Закон О хозяйственных обществах, регулирующий их деятельность, был принят еще на заре независимости Украины и многие его нормы не соответствуют требованиям современности. Кроме того, проблема заключается в том, что отдельного закона о регулировании такого большого числа субъектов хозяйствования не существует, а кроме вышеупомянутого закона рынок регулируется также Хозяйственным и Гражданским кодексами.
Законопроект №4666 призван решить проблемы фрагментарности регулирования работы обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, и в конце декабря-2016 был принят в первом чтении.
Этим документом предлагается усовершенствовать много норм, с учетом более чем 25-летнего опыта работы ООО в Украине. Проект предусматривает глубокое вовлечение участников обществ в процессы его управления и наделяет их широкими полномочиями для защиты своих прав и влияния на руководство, дает определение «корпоративным договорам», дает возможность создания наблюдательного совета, а также содержит ряд норм по борьбе с рейдерскими захватами.
Рекомендую всем бизнесменам в ближайшее время ознакомиться с этим документом, так как вскоре, будем надеяться, он будет принят в целом.
Закон «О финансовой полиции»
Создание Финансовой полиции вместо Налоговой милиции предусмотрено принятым Законом №5368. Вернее, как оказалось, с 1 января Налоговой милиции и вовсе не существует. С одной стороны, уход в прошлое «любимых» предпринимателями «маски-шоу» — это однозначный плюс. С другой стороны – пока никто не знает, что это будет за ведомство «Финполиция».
Не исключено, что на практике произойдет просто смена вывески. Чтобы этого не случилось, а новый орган стал ведомством, которое будет выявлять нарушения аналитическим методом, как это декларировалось ранее – нужен постоянный контроль общественности, бизнеса и экспертного сообщества.
Закон «О медиации»
Законопроект №3665 уже был принят в первом чтении и есть все шансы, что после доработки произойдет и принятие в целом.
Как ни удивительно, но именно наличие развитой практики внесудебного урегулирования споров (alternative dispute resolution) и является отличительной чертой развитых стран. Намного быстрее, дешевле и менее болезненно для сторон конфликта решить спор с помощью профессионального арбитра (медиатора), а не через суд. При этом не забываем об уровне доверия к отечественной судебной системе.
В законодательстве Российской империи было описание процедуры медиации, так что решение конфликтов лишь через судебные процессы – пережиток советского прошлого.
Пока проект Закона «О медиации» требует ряда доработок, но высоки шансы, что деятельность медиаторов (которые уже работают в Украине) будет официально урегулирована в 2017 году.
Реформа финансового рынка
Несмотря на высокое внимание общественности к финансовому рынку из-за непрекращающегося банкопада, парламентарии очень медленно принимают необходимые законы для «оживления» финансового рынка. При этом некоторые проекты законов были поданы еще летом 2015 года.
Среди самых важных следует выделить Закон №4529, призванный повысить защиту кредиторов, и №3132, о повышении эффективности процедур банкротства. Новые нормы смогут снизить многие риски при кредитовании банков, а, значит – активизировать кредитование и снизить кредитные ставки, в которые финучреждения закладывают риски.
Также следует выделить законопроект №2413а о ликвидации Нацкомфинуслуг и разделении полномочий между НБУ и Нацкомиссией по ценным бумагам. Если это действительно произойдет – вслед за чисткой банковского рынка, аналогичный процесс начнется и на рынке страховых компаний и микрофинансовых учреждений.
Новые суды
Летом 2016 года парламент принял изменения в Конституцию в части правосудия и новый Закон «О судоустройстве и статусе судей». Многие нормы судебной реформы вступают в силу постепенно, и для создания некоторых органов нужны отдельные законы.
В частности, Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности должен быть создан до 30 сентября 2017 года.
Реформой предусмотрена также возможность создания Специализированного Антикоррупционного суда – но не указано никаких сроков хотя бы для принятия соответствующего закона. Без него есть высокая вероятность, что многие дела новосозданных антикоррупционных ведомств будут «разваливаться» в судах и эффективность борьбы с коррупцией в Украине так и будет на невысоком уровне.
Начнется ли процесс создания нового суда – зависит от НАБУ, Специализированной антикоррупционной прокуратуры, профильных комитетов Верховной Рады, общественности. Ведь именно от их активности в разработке законопроекта и давлении для его принятия и зависит судьба еще не созданного суда.
Урегулирование лоббирования
Также как и рынок медиации, ни для кого не секрет, что рынок лоббирования в Украине тоже активно работает. Вот только он находится «в тени» и о его реальных объемах позволяют догадываться лишь результаты е-декларирования.
Осенью-2016 в Верховной Раде были зарегистрированы сразу два законопроекта: №5144 и №5144-1. Однако качество этих законопроектов невысоко и есть большое сомнение, что они будут приняты в этом году.
Впрочем, само начало дискуссии о регулировании рынка лоббирования уже позитивный знак и, вполне возможно, на протяжении 2017 года таки появится рабочий вариант законопроекта, принятие которого окажет влияние на весь украинский политикум.
источник: nv.ua