Революции и достижения: завод «Большевик» в Киеве и его история, — ФОТО
Журналисты 44.ua уже подробно рассказывали о нескольких киевских заводах. Но пропустили один из главных — завод «Большевик» в районе Шулявки. Сегодня же мы решили остановиться на нем и узнать, когда и кем был основан Первый киевский машиностроительный завод, как он повлиял на историю района и города, и в каком состоянии пребывает теперь.
Основание и развитие киевского завода в XIX-начале XX веках
Революции и достижения: завод «Большевик» в Киеве и его история, — ФОТО, Город Киев
Машиностроительный завод в Киеве был основан 26 июля 1882 года. Открыл его швейцарский предприниматель Яков Гретер и инженер Филипп Мозер. Гретер получил часть казенной земли на территории Шулявки в вечное пользование. На ней и было открыто предприятие, под названием Киевский чугунолитейный и механический завод.
На нем в первые годы выпускались металлические детали. Это арматура, разного рода гайки и болты. Также завод занимался ремонтом машин и механизмов. Позднее было основано акционерное общество Гретера и Криванека. Вышеупомянутый Филипп Мозер вышел из дела и уехал за границу, перестав быть директором предприятия.
Гретер и Криванек же построили и основали уже новый машиностроительный завод, который стал в Киеве крупнейшим. Они начали выпускать оборудование для сахарных заводов, а также паровые котлы и машины, разного рода насосы и подобные системы. Завод даже занимал первые места на производственных конкурсах.
После реконструкции, на заводе уже работали чугунолитейный, котельный, токарный, модельный, кузнечный, и другие профессиональные цеха. Если после основания предприятия, на нем трудилось лишь 30 человек, то после 1890 года, число рабочих увеличилось до 900.
Революции, Шулявская республика и смена руководства
Революции и достижения: завод «Большевик» в Киеве и его история, — ФОТО, Kievlyanin2015 livejournal
К закату Российской империи, завод уже был настолько развитым и крупным предприятием, что выходил на все новые уровни, выигрывая многие тендеры по всей стране. Это продолжалось бы и далее, но помешали революции, в которых заводские рабочие не только брали активное участие, но и нередко были основной силой и организаторами восстаний.
В 1903 году, они принимали участие в общем страйке работников юга Российской империи. А в 1905 году и вовсе решили из нее выйти. Но только не Украиной, и даже не Киевом, а районом Шулявки. Они создали боевые дружины и объявили Шулявскую рабочую республику, которая просуществовала 4 дня, с 12 до 16 декабря 1905 года. Восставшие требовали эмансипации народов Российской империи и отмены монархического абсолютизма. Полиция несостоявшуюся республику разгромила.
Повстанческий дух рабочих никуда не делся, и в 1917-18 годах, они снова начали брать участие в революциях. На этот раз они устроили вооруженные восстания сначала против Временного правительства, а затем против Рады УНР, поддержав советскую власть.
Владельцы же завода, еще в 1917 году хорошо оценили ситуацию, продали завод и решили уехать за границу. И сделали это очень вовремя, ведь уже в 1919 началась волна национализации всех предприятий советским правительством, и завод все равно отобрали бы.
Киевский машиностроительный завод в советские времена
Революции и достижения: завод «Большевик» в Киеве и его история, — ФОТО, Focus
В том же 1919, попав в собственность советской власти, предприятие стало Первым государственным машиностроительным заводом. А в 1922 году, ему было присуждено имя «Большевик», под которым завод был хорошо известен на протяжении многих десятилетий.
Предприятие начали развивать и далее, только уже как государственное производство. Именно на этом заводе формировалась база для Института электросварки Патона. В 1930-е годы, производство ориентируется на выпуск оборудования для химической промышленности, а с началом Второй мировой в 1939, завод начинает производить артиллерийские снаряды.
Однако, как только война переходит на территорию Киева, немцы начинают бомбить завод целенаправленно, поскольку это стратегическое предприятие. Здания завода получили сильные повреждения, а само производство было эвакуировано на Урал, где продолжило массовый выпуск минометов. Уже в 1943, когда Киев перешел под советский контроль, завод вернулся на свое место.
Революции и достижения: завод «Большевик» в Киеве и его история, — ФОТО, Мир Метро
Начиная с 1950-х, на заводе наблюдается резкий подъем и развитие, ведь там начинают работать лучшие специалисты, в основном выпустившиеся из Киевского политехнического института. К слову, завод очень повлиял на формирования жилого района на Шулявке. Дома там строились именно для работников «Большевика», а 5 ноября 1963 года, здесь была открыта станция метро «Завод «Большевик», ныне известная как «Шулявская».
Современное состояние машиностроительного завода в Киеве
Революции и достижения: завод «Большевик» в Киеве и его история, — ФОТО, Nick Nick
После развала СССР, завод сильно сократил темпы в производстве, а по факту потерял свою основную мощность. С 1980-х, производство было ориентировано на выпуск автомобильных шин. Однако, в отличие от многих других заводов, он не закрылся, даже несмотря на сложную экономическую ситуацию и кризисы 1990-х.
В 1996, открывается акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Большевик». Завод получает сертификации и возобновляет экспорт, а также начинает работать на отечественный рынок. Помимо шин, к примеру, производятся туннельные эскалаторы для метрополитена, и не только. По некоторым позициям, завод имеет монополию в ряде стран и конкурентное место в мире. В Украине значительная часть продукции завода производится только на нем.
С 10 мая 2018 года, в рамках законов о декоммунизации, Научно-производственное предприятие «Большевик» перестает так называться, поскольку слово «Большевик» связано с советской политикой. Теперь это «Первый киевский машиностроительный завод». Находится он в государственной собственности.
Где находится «ПКМЗ» в Киеве
Первый киевский машиностроительный завод находится на территории Соломенского района Киева, по адресу проспект Перемоги 49/2. Доехать можно на метро, станция красной линии «Шулявская», либо наземным транспортом. Автобусы 306, 720, маршрутки 189, 228, 429, 442Д, 465, 518, 575.
Завод работает, но не в полном объеме. Сотрудников на нем порядка 500, а используются не все помещения. Часть отошла торговому центру «Космополит», а часть арендуется частным бизнесом, по типу автомастерских.
Напомним, что ранее мы рассказывали о заводе «Радикал» в Киеве.