Gorozhanin.com.ua

Днепр — нереализованная столица самолетостроения Юга Российской империи: история отрасли

05 марта
00:53 2021

Днепр еще во времена, когда носил название Екатеринослав, был нереализованной столицей самолетостроения Юга Российской империи.

Среди профессиональных историков, известных специалистов по Первой мировой войне (1914-1918 гг.), мало кто знает, что в конце 1916 года Главным Управлением военно-воздушного флота Российской империи рассматривался вопрос о сооружении на юге Украины большого военного аэропорта. К этому также планировали построить завод по производству моторов и летательных аппаратов. Для обеспечения нужного количества кадров планировали открыть целый ряд учебных заведений по подготовке техников и летчиков для нужд военной авиации империи.

Для поиска оптимальной локации Главное Управление в 1916 году создало специальную комиссию по обследованию ряда городов юга Украины. В подходящей точке Управление планировало соорудить и эксплуатировать будущий авиационный комплекс. В общий перечень городов-претендентов, кроме Херсона, Александровска, Харькова и Никополя, попал и Екатеринослав, который имел развитую промышленную и транспортную инфраструктуру, ряд специально-технических учебных заведений, квалифицированный технический персонал, удобные железнодорожные и шоссейные пути сообщения необходимые для подвоза сырья и вывоз готовой военной продукции.

В декабре 1916 года в Екатеринославскую городскую думу обратились представители Министерства внутренних дел Российской империи с просьбой выделить для нужд Военного ведомства земельный участок с общего фонда города. На этом участке в соответствии с планами министерства предполагалось сооружение нового самолетостроительного завода. Земельная комиссия городской управы оперативно среагировала на запрос министерства, приняв на своем очередном заседании соответствующее решение о выделении земли.

Екатеринославская городская управа в своем письме от 3 января 1917 в Управление Военно-воздушного флота сообщила о том, что город согласился предоставить от 2 до 3 десятин земли для строительства казенного завода авиационных моторов и аппаратов в ряде районов города с разной стоимостью:

1) рядом с дачами по цене 15 000 рублей за десятину;

2) вблизи Артиллерийских казарм — по цене 12 000 рублей за десятину;

3) вблизи Брянского завода рядом с Днепром по цене 20 000 рублей за десятину.

При этом, члены управы отметили то обстоятельство, что местность рядом с Брянским заводом во время ливней предрасположенно к паводкам. Чтобы избежать этого можно было засыпать затопленные части земли, по примеру Брянского завода.

Стоит отметить, что представители Главного управления Военно-воздушного флота империи не одобрили эти три варианта. На тот момент они рассматривали наиболее оптимальные условия, которые им предоставили в городской думе Херсона. Вот так и прошел тендер не в пользу Екатеринослава. Хотя это не помогло Херсону и там завод не появился, из-за Февральской и Октябрьской революции.

Исходя из анализа документов, Главным управлением Военно-воздушного флота Российской империи Екатеринослав рассматривался как город, где должен был располагаться мощный состав авиационной техники. При осмотре городских локаций представители управления наиболее удобным видели склад на участке земли с постройками бывшей пивоварни наследников завода Боте в Екатеринославе, которая размещалась на углу Екатерининского проспекта и Гимнастической улице. Очевидное преимущество данного участка земли, по мнению военных экспертов заключалась в том, что она располагалась рядом с городским вокзалом, имело выстроенные большие корпуса, которые несложно было переоборудовать под военные казармы для личного состава и технического персонала.

По мнению представителей комиссии военного ведомства предложена владельцами цена в 975 000 рублей отвечала реальной рыночной стоимости земли и домов, которые были на ней построены. Комиссия управления в своем докладе в Управление отметила, что данный участок отвечал всем техническим требованиям для строительства авиационного состава при условии, что Министерство земледелия примет решение о прирезке земли к данному участку. Это должно было увеличить его общую площадь, что позволило бы соответствовать техническим характеристикам большого состава авиационной техники.

Одновременно Комиссия министерства осмотрела в Екатеринославе участок земли на правом берегу Днепра выше города. Данный участок представлял собой неровную песчаную площадь в оврагах и холмах, которая располагалась далеко от города. Там не было удобных транспортных путей сообщения, поскольку не хватало вымощенного пути в течение 3 слоев, что значительно затрудняло полноценное функционирование нового военного объекта.

Второй участок земли с заводскими зданиями располагался на Мандрыковской улице. Однако эксперты военного ведомства забраковали его. Причиной стало его недостаточный размер и имеющиеся на территории изношенные здания.

Земля на берегу Днепра, принадлежала екатеринославскому купцу Пале общей площадью в 4000 кв. саженей со зданиями и остовом большой мельницы, которая сгорела. Данный участок был непригоден для строительства склада из-за небольшой площади.

Именно из-за отсутствия в Екатеринославе большого по площади массива городской земли, город, несмотря на очевидные экономические и инфраструктурные преимущества, проигрывал конкурентную борьбу другим городам Южной Украины за право строительства самолетостроительного завода. Несмотря на очевидное поражение, Екатеринослав был значительный экономический, технический и человеческий потенциал, который будет реализован в ряде масштабных проектов заводов только в послевоенное время.

По материалам старшего научного сотрудника Музея истории Днепра к.и.н. Ю. В. Берестень.

Статьи по теме

Последние новости

Оперативна інформація станом на 08.00 28.09.2024 щодо російського вторгнення

Читать всю статью

Мы в соцсетях

Наши партнёры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

Наша цель – ваш комфорт: EA-LOGISTIC – гарантия эффективных международных грузоперевозок.