Николаевский цепной мост: несохранившаяся достопримечательность Киева, — ФОТО
В свое время, одной из визитных карточек Киева был Николаевский цепной мост, ставший первым капитальным мостом через Днепр на территории города. Журналисты 44.ua решили вспомнить, как он выглядел, кем и когда был построен и почему не сохранился.
История Николаевского цепного моста в Киеве
Этот мост был построен при императоре Николае I, проект он одобрял лично, и именно в его честь мост назвали Николаевским. А занимался проектированием британский инженер Чарльз Виньоль. Проект он подготовил в 1847 году, а строительство начали в 1848, 30 августа (11 сентября).
Проект Николаевского моста, Источник: Википедия
Металлические конструкции для моста изготавливались в городе Бирмингем, в Великобритании. Их доставляли через Ливерпуль и Одессу, используя 16 кораблей и волы. Освящен и открыт Николаевский мост был 28 сентября (или 10 октября) 1853 года. В тот же день, в который освещали памятник Владимиру.
Мост стал одним из самых больших в Европе. Большим, чем знаменитый цепной мост в Будапеште, который построили на несколько лет раньше. Но он, в отличие от киевского, существует по сей день. Серебряную копию киевского моста выставляли на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году, еще до открытия.
Архитектура и внешний вид
Николаевский цепной мост имел общую длину в 776 метров, с основным пролетом в 143м. Ширина его была равна 16 метрам. Мост стоял на пяти опорах, отделанных гранитом. На каждой опоре находился портал с полукруглой аркой и башнями, в архитектурном стиле английской готики.
Между башнями были натянуты цепи, к которым, с помощью металлических прутьев крепилось полотно моста. Частично конструкция была бетонной, но проезжая часть была выполнена из дерева.
Николаевский цепной мост в Киеве, Источник: Википедия
Ближе к правому берегу мост был разводным. Конструкция действовала усилиями четырех человек на поворотном круге. Большую часть времени система не применялась, т.к. корабли могли пройти и под мостом. Но весной уровень воды сильно поднимался, и приходилось мост разводить.
В 1898 году прошла реконструкция. Вместо разводной части, решили углубить реку и поднять полотно на 3,4 метра. В дальнейшем построили Русановские мосты, как продолжение цепного. Также именно по Николаевскому мосту ходил бензотрамвай в Бровары.
Разрушение моста
Цепной мост был уничтожен 9 июня 1920 года. Его взорвали польские войска по приказу Эдварда Рыдз-Смиглы, генерала. После этого Николаевский мост уже не восстанавливался. Рядом находился временный деревянный, а в 1921, оставшиеся цепи уничтожили окончательно.
Мост Евгении Бош, Источник: Википедия
На основе разрушенного моста в 1925 построили новый, мост имени Евгении Бош, по проекту Евгения Патона. Он имел балочную конструкцию, в которой частично применялись материалы старого моста. Однако, и этот не просуществовал долго, ведь был взорван 19 сентября 1941 года, при отступлении советских войск.
Мост Метро, Источник: Википедия
На этом месте лишь в 1960-е возвели Метромост, эксплуатируемый по сей день. По нему проходит Святошинско-Броварская, красная линия Киевского метрополитена, а также автомобильная дорога.
Где находился цепной мост
Цепной мост располагался практически на том же месте, где сейчас находится мост Метро, о котором мы тоже рассказывали. Только Николаевский был на несколько метров южнее.
Опоры Николаевского моста возле моста Метро, Источник: Википедия
В 2010 году, при уменьшении уровня воды в Днепре, можно было частично увидеть опоры старого моста. На Метромост же можно попасть, в частности, зайдя на станцию метро «Днепр».
Напомним, что ранее мы рассказывали про первый железнодорожный мост Струве в Киеве. Читайте наш телеграм-канал.