Gorozhanin.com.ua

С тортом и автопробегом по проспекту: автомобиль «ЗАЗ-965» отметил 60-летний юбилей, — ФОТОРЕПОРТАЖ

Октябрь 18
15:31 2020

1 октября 2020 года исполнилось 60 лет с момента выхода с конвейера первого микролитражного украинского автомобиля «Запорожец» — ЗАЗ 965. В музее «Фаэтон» этот автомобиль представлен в трех вариантах: предсерийная версия, ЗАЗ-965 и экспортный вариант — ЗАЗ-965АЭ «Jalta» («Ялта»). По случаю дня рождения, сотрудники музея заказали торт и организовали пробег «ЗАЗиков» по центральному проспекту Запорожья.

Как это было — смотрите в материале 061.

ЗАЗ-965, он же «Жужик», «Горбатый» и даже «консервная банка» — все эти названия автомобилю придумывал народ. В «Фаэтоне» говорят: придумывали любя, без злого умысла.

“Прозвище “Горбатый” он получил из-за своей необычной формы кузова. Народ его любил и цена была доступной. Цена не должна была превышать 10 зарплат. “Запорожец” продавался не только внутри страны. но и шел на экспорт. Его закупали многие страны. Правда, на экспорт он шел под именем “Ялта”. Потому как писать на рекламных проспектах слово “Запорожец” (особенно по-фински), а автомобиль хорошо продавался в Финляндию, было сложно — придумали “Ялта”, плюс курорт Ялта». — делится с журналистами сотрудник музея «Фаэтон» Семен Мушер.

Бюджетный «Запорожец» был в 2 раза дешевле «Жигулей» и в 3 раза дешевле «Волги». Экспортный — был дороже, у него были наружные зеркала, радиоприемник и пепельница. Кроме того, он имел двухцветный окрас. Обе модели выпускались практически одновременно.

Прототипом «Запорожца» является итальянский «Фиат-600».

«Это, по сути, еще “Москвич 444”. Автомобиль разрабатывался на московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). На первых образцах ставили мотоциклетные моторы, такие же были УРАЛах. Когда объективно подошли к возможностям московского завода, то поняли, что мощностей не хватает и еще одну модель они не потянут», — говорит Мушер и добавляет, что тогда же было принято решение передать документацию запорожскому заводу “Коммунар”, который на тот момент специализировался на выпуске сельхозтехники.

За 1,5 года завод перепрофилировался в автомобильное предприятие. И вот в октябре 1960 год с конвейера завода сошел советский малолитражный народный автомобиль под названием “Запорожец” (ЗАЗ 965).

В Запорожье все памятные даты «ЗАЗиков» старались отмечать с размахом. Например, 50-й юбилей «Горбатого» был отмечен Книгой Рекордов Украины. Тогда зафиксировали самую длинную колонну «965-х» — 50 единиц. В 2018 году установили еще один рекорд — в ЗАЗ-968 поместилось 17 человек и баян.

В этом году из-за карантина от масштабного празднования пришлось отказаться. Вместо этого, заказали торт в виде «Горбатого» и пригласили членов клуба владельцев автомобилей «Запорожец», которые колонной проехали по центральному проспекту города.

Фото Екатерины Клочко

1 октября 2020 года исполнилось 60 лет с момента выхода с конвейера первого микролитражного украинского автомобиля «Запорожец» — ЗАЗ 965. В музее «Фаэтон» этот автомобиль представлен в трех вариантах: предсерийная версия, ЗАЗ-965 и экспортный вариант — ЗАЗ-965АЭ «Jalta» («Ялта»). По случаю дня рождения, сотрудники музея заказали торт и организовали пробег «ЗАЗиков» по центральному проспекту Запорожья.

Как это было — смотрите в материале 061.

ЗАЗ-965, он же «Жужик», «Горбатый» и даже «консервная банка» — все эти названия автомобилю придумывал народ. В «Фаэтоне» говорят: придумывали любя, без злого умысла.

“Прозвище “Горбатый” он получил из-за своей необычной формы кузова. Народ его любил и цена была доступной. Цена не должна была превышать 10 зарплат. “Запорожец” продавался не только внутри страны. но и шел на экспорт. Его закупали многие страны. Правда, на экспорт он шел под именем “Ялта”. Потому как писать на рекламных проспектах слово “Запорожец” (особенно по-фински), а автомобиль хорошо продавался в Финляндию, было сложно — придумали “Ялта”, плюс курорт Ялта». — делится с журналистами сотрудник музея «Фаэтон» Семен Мушер.

Бюджетный «Запорожец» был в 2 раза дешевле «Жигулей» и в 3 раза дешевле «Волги». Экспортный — был дороже, у него были наружные зеркала, радиоприемник и пепельница. Кроме того, он имел двухцветный окрас. Обе модели выпускались практически одновременно.

Прототипом «Запорожца» является итальянский «Фиат-600».

«Это, по сути, еще “Москвич 444”. Автомобиль разрабатывался на московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). На первых образцах ставили мотоциклетные моторы, такие же были УРАЛах. Когда объективно подошли к возможностям московского завода, то поняли, что мощностей не хватает и еще одну модель они не потянут», — говорит Мушер и добавляет, что тогда же было принято решение передать документацию запорожскому заводу “Коммунар”, который на тот момент специализировался на выпуске сельхозтехники.

За 1,5 года завод перепрофилировался в автомобильное предприятие. И вот в октябре 1960 год с конвейера завода сошел советский малолитражный народный автомобиль под названием “Запорожец” (ЗАЗ 965).

В Запорожье все памятные даты «ЗАЗиков» старались отмечать с размахом. Например, 50-й юбилей «Горбатого» был отмечен Книгой Рекордов Украины. Тогда зафиксировали самую длинную колонну «965-х» — 50 единиц. В 2018 году установили еще один рекорд — в ЗАЗ-968 поместилось 17 человек и баян.

В этом году из-за карантина от масштабного празднования пришлось отказаться. Вместо этого, заказали торт в виде «Горбатого» и пригласили членов клуба владельцев автомобилей «Запорожец», которые колонной проехали по центральному проспекту города.

Фото Екатерины Клочко

ЗАЗ автомобиль Запорожец горбатый автопробег Фаэтон Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции ЗАЗ автомобиль Запорожец горбатый автопробег Фаэтон

Share

Статьи по теме

Последние новости

В Крыму нашли неразграбленный склеп III-V вв. нашей эры

Читать всю статью

Мы в соцсетях