Gorozhanin.com.ua

Гибель в огне конструктора, создание «Сатаны» и освоение космоса. История знаменитого промышленного гиганта Харькова, — ФОТО

07 апреля
18:52 2021

История известного харьковского предприятия, повлиявшего на освоение человечеством космоса.

В начале 2021 года Харьков продолжает оставаться главным промышленным городом Украины. Местные предприятия имеют важное стратегическое значение для экономики и безопасности страны. Одно из них — «Хартрон», который считается ведущим мировым разработчиком и производителем систем управления в ракетно-космической отрасли. Поэтому мы решили остановиться на истории именного этого знаменитого харьковского предприятия.

История предприятия начинается 11 апреля 1959 года, когда Совет министров СССР принял постановление «Об организации особого конструкторского бюро № 692». Его решили создавать в Харькове на базе специальных конструкторских бюро №897 и №285. В новое конструкторское бюро из СКБ №897 перевели группу специалистов во главе с инженером Александром Гинзбургом, а из СКБ №285 — группу специалистов, которой руководил эксперт в области радиосвязи Герман Барановский. Первым главным конструктором бюро назначили Бориса Коноплева — известного советского специалиста в области систем управления межконтинентальных баллистических ракет

Буквально за первый год работы коллектив особого конструкторского бюро №692 спроектировал и воплотил в приборы систему управления ракеты Р-16. Именно она стала первой межконтинентальной баллистической ракетой на высококипящих компонентах топлива, состоявшей с 1962 по 1977 год на вооружении Советского Союза.

Однако в октябре 1960 года при подготовке к пуску первой ракеты Р-16 произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Это привело к взрыву и пожару на стартовой площадке, в результате чего погиб главный конструктор ОКБ №692 Борис Коноплев. И только лишь 2 февраля следующего года удалось успешно запустить ракету Р-16.

В марте 1962 года был осуществлен первый успешный пуск ракеты-носителя 63С1 семейства «Космос» с автономной системой управления, разработанной харьковским бюро. Уже в декабре ОКБ №692 выпустил эскизный проект орбитального варианта ракеты Р-36. Во время проектирования системы управления конструкторы бюро разработали новые технические решения, которые не имели аналогов в мире.

Спустя два года особое конструкторское бюро №692 получило задание разработать систему управления ориентацией и стабилизацией космического аппарата «Целина».

В 1965 году бюро вошло в состав Министерства общего машиностроения. В составе ОКБ №692 образовали лабораторию по изучению проблемы производства бортовой цифровой вычислительной машины, а бюро начало создавать цифровые системы стабилизации. В августе того же года советское правительство приняло постановление «О создании на базе ракеты Р-36 космического носителя». В итоге данный носитель разрабатывали в двухступенчатом и трехступенчатом варианте — «Циклон-2» и «Циклон-3». А уже к концу года был осуществлен первый пуск орбитального варианта ракеты Р-16 по суборбитальной траектории.

21 июля 1967 года ракету Р-36 с системой управления приняли на вооружение армии СССР. Также был совершен ее пуск по орбитальной траектории на полную дальность. В 1969 году на предприятии развернули работы по созданию еще одной межконтинентальной ракеты УР-100Н. А через год ОКБ №692 разработало высокоэкономичную систему управления космического аппарата «Целина-А».

Годы шли и на харьковском предприятии осваивали новые технологии, а само оно в 1977 году получило новое название — «Электроприбор». Тогда же впервые на базе бортовой цифровой вычислительной машины построили систему управления космического аппарата, а если быть точным, то транспортного корабля снабжения орбитального космического комплекса «Алмаз». Вдобавок впервые в Советском Союзе на предприятии была разработана технология «электронного пуска».

Уже в начале нового десятилетия на предприятии начали проектировать системы управления для орбитальной космической станции «Мир» и уникального ракетного комплекса стратегического назначения Р-36М2, который в некоторых других странах прозвали «Сатаной». Она получила такое название, потому что могла нести 10 головных частей с термоядерными зарядами, общая мощность которых составляла 4,5 мегатонны. А в 1987 году состоялся пуск самой мощной советской ракеты-носителя «Энергия» вместе с комическим аппаратом «Скиф ДМ». Его систему управления разработали именно на харьковском предприятии.

После распада Советского Союза научно-производственное объединение «Электроприбор» переименовали в «Хартрон». Затем в Украине создали Национальное космическое агентство и в его ведение передали предприятие, которое со временем превратилось в холдинг. Всего за свою историю харьковское предприятие создало системы управления для ракет-носителей, которые вывели на орбиту Земли около одной тысячи космических аппаратов самых различных серий. Сейчас «Хартрон» продолжает оставаться одним из самых успешных предприятий не только Харькова, но и всей Украины.

Напомним, что в Харькове запускают новый троллейбусный маршрут. Подробнее об этом читайте здесь.

Статьи по теме

Последние новости

У Кобеляках процвітає незаконна АЗС місцевої депутатки від партії «Слуги народу»

Читать всю статью

Мы в соцсетях

Наши партнёры

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY

Наша цель – ваш комфорт: EA-LOGISTIC – гарантия эффективных международных грузоперевозок.