Когда медицина станет платной и сколько это будет стоить рядовому украинцу

07.02.2016 20:38

Когда исчезнут поликлиники, кому будут давать лекарства бесплатно и кто на самом деле руководит Министерством здравоохранения – грузинский министр или его заместители – на эти вопросы отвечает Игорь Перегинец, заместитель Александра Квиташвили


 

– Среди всех министерств Минздрав чаще всего оказывается в центре критики. Что такого вы успели сделать после назначения, что сделает жизнь украинцев лучше? И что критичного не успели?

– Система здравоохранения включает много элементов, которые нужно перенастроить, чтобы мы почувствовали изменения. Реформы не проходили с 1991 года. Украина – последняя постсоветская страна, имеющая советскую систему здравоохранения, которая функционирует только потому, что граждане финансируют ее из собственных карманов. Государство финансирует содержание колоссальной неэффективной инфраструктуры, а граждане платят за услуги и лекарства. Поэтому нужно провести колоссальную работу, чтобы изменения стали заметны и ощутимы для граждан.

– Почему сейчас граждане должны поверить, что через полгода или год они почувствуют изменения?

– Мы впервые изменили правила игры в закупках лекарств. В этом году мы все закупки передаем международным организациям.

Начали формировать новую систему общественного здоровья. Создается национальный Центр общественного здоровья. Человеческая натура такова, что пока мы не болеем, мы не очень заботимся о здоровье.

Мы будем влиять на привычки. Вы знаете, что уменьшение содержания соли в хлебе на уровне государства может уменьшить уровень заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями и даже смертности? В Турции, например, снизили потребление соли в три раза.

У нас раньше этим вообще не занимались. А это влияет на экономику. Это вопрос государственной безопасности. Вот у нас было запрещено курение в ресторанах, и уже сейчас можно увидеть уменьшение сердечно-сосудистых и легочных заболеваний. Это было политическое решение. Таких вещей нужно больше. Соль, табак, алкоголь. 

– Что-то более приближенное к пациенту сделано Минздравом?

– В этом году первичное медицинское звено, куда человек приходит в первую очередь, когда чувствует себя нехорошо – это поликлиники, амбулатории, где работают семейные врачи, педиатры, терапевты – получит вдвое большее финансирование, чем до этого. Кроме того, мы хотим перераспределить ресурсы так, чтобы частично покрыть расходы на лекарства. Чтобы люди, особенно уязвимые категории – дети, инвалиды, пенсионеры – могли получить бесплатно лекарства: врач выпишет рецепт, и они с ним пойдут в аптеку и там бесплатно или с минимальной доплатой получат необходимое лечение.

– Когда это будет?

– Мы планируем, что это начнется поэтапно уже с этого, 2016 года.

Мы хотим скомбинировать финансы таким образом, чтобы государственные деньги покрывали оплату труда врачей и лекарства, а общины, которые теперь будут иметь больше автономии, финансировали содержание заведения. При условии, что мы убедим парламентариев проголосовать за закон об автономии медицинских учреждений.

– Что это изменит?

– Мы должны разграничить поставщика услуг и того, кто за эту помощь платит – то есть закупщика услуг. Сейчас государство само платит, само оказывает услуги. Это неэффективно. Автономия учреждений приведет к тому, что они перестанут быть бюджетными учреждениями, начнут конкурировать за деньги от государства. Государство начнет заказывать услуги и оплачивать их, а не вкладывать деньги в инфраструктуру.

– Проблема в том, что автономизацию ассоциируют с приватизацией, и это пугает многих.

– Ассоциируют потому, что слишком много спекуляций на тему платности/бесплатности медицины. Мы ни в коем случае не хотим проводить приватизацию больниц. Медицинские учреждения останутся в государственной или коммунальной собственности, станут неприбыльными предприятиями, это изменит подход к управлению и откроет возможности для государственно-частного партнерства.

– Какой будет медицина – платной или бесплатной?

– Идеальная система, работающая в европейских странах, это или бесплатная медицина, или с частичной доплатой в момент получения услуг. Мы с вами хотим, чтобы, когда мы заболели, то не из собственного кармана платили за лечение, потому что может быть слишком дорого. У нас сейчас недостаточно денег, чтобы обеспечить всех бесплатной медициной, как это гарантировано Конституцией. Из-за того что 78% денег, выделяемых государством на здравоохранение, идут на зарплату врачам и на содержание медицинских учреждений. Только 9% денег, выделяемых государством, идут собственно на оказание медицинской услуги. Поэтому, чтобы компенсировать недостачу в стоимости услуги, мы с вами доплачиваем из собственного кармана – или врачу, или покупая лекарства.

Нам надо перестать вливать деньги в систему по индикаторам количества коек и врачей. Когда мы переведем все 2.200 медицинских учреждений плюс первичное звено (поликлиники) на новую систему, мы не будем платить за койки, а будем платить за оказанную медицинскую услугу, за пролеченный случай. Начнется конкуренция между заведениями. Они больше не будут получать «исторические» бюджеты – они будут конкурировать за пациентов. При таком отборе останутся качественные больницы и врачи, по поводу неэффективных местным властям придется принимать решение – закрывать или нет. Больница пустая – что мне с ней сделать? Я на свет и воду трачу 20 тыс. грн в месяц. Нужно содержать такое имущество? Наверное, не нужно.

Что изменится? Качество услуг. Будет определена стоимость услуг для государства. Все эти элементы должны быть сформированы для того, чтобы мы перешли на модель обязательного страхования.

– Как на практике будет работать обязательное медицинское страхование и когда мы придем к этому?

– Каждый работающий человек платит часть своей зарплаты в страховой фонд, а этот страховой фонд оплачивает медицинские услуги тем, кто в них нуждается. Один человек может платить взносы всю жизнь и никогда не ходить к врачу, а другой может платить только два месяца и заболеть тяжелым недугом. И каждый может получить деньги из этого фонда, когда ему нужно.

– С поправкой на те темпы, которыми идет реформа медицины сейчас, это перспектива какого времени?

– Я думаю, через пять лет это реально. Говорить о более быстрых темпах невозможно, особенно с учетом экономического развития страны.

Сейчас многие говорят: введите страховую медицину. А кто будет платить в этот фонд? У нас 40% бизнеса работает в тени, где минимальная зарплата примерно 1,3 тыс. грн. При вкладах на уровне 5% с 1,3 тыс. грн мы наполним этот фонд обязательного страхования? Нет. Невозможно построить эффективную систему страхования в отрыве от экономики, от политики, от социальных гарантий.

– Сейчас человек идет к врачу по месту прописки. Он не может пойти к любому врачу.

 – Мировая практика такова, что врачи первичного звена – это частные практикующие врачи. Каждый человек закреплен за своим семейным врачом или терапевтом в течение определенного времени. Во многих странах есть ограничения: человек может поменять своего семейного врача, терапевта раз в год.

– У нас могут исчезнуть в следующем году поликлиники и вместо них появятся частные врачи?

– Нет, конечно, поликлиники никто не собирается ликвидировать, мы говорим о взаимоотношениях учреждения и врачей. В этом году мы однозначно увидим повышение обеспечения помощью через поликлиники для пациентов и будем стараться обеспечить пациентов лекарствами с частичной компенсацией оплаты их стоимости.

– Минздрав попрекают тем, что за так называемые времена реформ не сделаны многие важные вещи. Что бы вы назвали из того, что давно должно быть сделано?

– Законы об автономизации медучреждений не приняты. Они были представлены еще летом в парламент и не были поддержаны Комитетом, так и лежат, не расмотрены даже в первом чтении. Хотя мы признали, что мы готовы ко второму чтению учесть все замечания.

Сейчас у нас имеется уже три законопроекта – кабминовский, альтернативный Комитета и доработанный – также Комитета.  

– В чем проблема с фигурой самого Квиташвили? У него имидж человека, который пришел в Минздрав и ничего не смог сделать.

– Слишком много эмоций и персональных факторов работает. Оказание медпомощи населению не должно быть политической темой. Это должен быть вопрос социального блага. Строить спекуляции вокруг темы здоровья, вопроса жизни и смерти – недопустимо.

– Квиташвили вообще что-нибудь решает в Минздраве?

– Конечно, он действующий министр. Он имеет все полномочия и несет ответственность. Я лично имею более чем достаточно свободы в принятии решений, не чувствую ограничений в общении с министром.

– С точки зрения человека, работающего с Квиташвили, он тот человек, который был нужен в Минздраве, чтобы сдвинуть с места все, о чем мы говорили?

– Некорректно мне давать оценку действующему министру, будучи его заместителем.

– Но вы один из немногих, кто мог бы сделать это на основании объективной оценки.

– Министр – это политическая фигура. Есть ли у министра достаточно поддержки на различных политических уровнях, это вопрос. Вопрос здравоохранения – это не политика. И из этого надо исходить во всех вопросах, в том числе в кадровых назначениях.

– Существует такое мнение, что решения в Минздраве принимает не Квиташвили, а его заместитель Александра Павленко. Что ему отведена роль свадебного генерала.

– Те решения, которые я считаю правильными и нужными для здравоохранения, я согласовываю с министром, и министр поддерживает эти решения. Это преувеличение, что некоторые заместители имеют какие-то приоритеты в принятии решений в Минздраве. В итоге за все важные решения отвечает министр.