Горячие головы против церкви

19.05.2017 10:39
Категория: Общество
Автор: gorozhanin-inform

В Раде хотят поставить на голосование законы, по которым могут запретить Украинскую православную церковь Московского патриархата и отобрать у нее приходы. По данным Интернет-издания «Strana.ua», в проекте повестки текущей пленарной недели Верховной Рады на 18 мая запланировано рассмотрения сразу двух «церковных» законопроектов.

Речь идет о законопроекте №4511, среди авторов которого депутаты от «Народного фронта» Дмитрий Тымчук, Сергей Высоцкий, член БПП Александр Бригинец и еще с десяток авторов, преимущественно входящих в коалицию, и законопроекте №4128, вышедший из-под пера депутата «Народного фронта» Виктора Еленского, а также целого ряда депутатов от БПП и «Самопомощи».

Первый документ (№ 4511) с громким названием "Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой Украины государством-агрессором" предполагает, что назначать митрополитов и епископов такие религиозные организации смогут только по согласованию с органами власти.

Эта статья даже на первый взгляд выглядит странно, учитывая, что, согласно Конституции, церковь в Украине отделена от государства. Но еще одна статья данного закона звучит куда конкретнее - если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центра в государстве-агрессоре, власть наделяется правом вообще ее запретить на территории Украины.

По ком звонит колокол

Несмотря на то, что в проекте не упоминается, о какой именно конфессии идет речь, всем описываемым в нем критериям соответствует только одна - Украинская православная церковь Московского патриархата.

Соавтор законопроекта, депутат от НФ Дмитрий Тымчук также неоднократно подтверждал, что документ касается в первую очередь именно УПЦ МП: «Идея в том, чтобы религиозные организации, центр управления которых находится в государстве-агрессоре, заключали с Украиной меморандум. В нем обязались не заниматься подрывной деятельностью против Украины. На примере Московского патриархата с начала АТО видим, что по всей стране церкви остаются агитаторскими пунктами против украинской государственности. Антиукраинскую литературу продают даже в центре столицы - в Киево-Печерской лавре. Кому нравится УПЦ МП как патриархат в плане вероисповедания - вопросов нет. Но они не должны прямо помогать террористическим организациям».

Председатель Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов, в свою очередь, напоминает, что центр Украинской Православной Церкви находится в Киеве, а ее учредителем выступает Собор Украинской Православной Церкви.

«Учитывая позицию инициаторов законопроекта, действительно, предполагаю, что он направлен в первую очередь на вмешательство в деятельность УПЦ», - отмечает протоиерей Александр.

«Исходя из логики авторов законопроекта №4511, он нацелен только на то, чтобы каким-то образом ограничить права конфессий, центр управления которых находится в РФ. Но пытаясь фактически легализовать схему политического давления на такие религиозные организации, авторы законопроекта составили нелогичный и ошибочный коктейль из юридических норм, применение которых является невозможным на практике», - считает правозащитник из общественной организации «Украина православная» Олег Денисов.

С жесткой критикой этого документа выступили и в Главном научно-экспертном управлении Аппарата Верховной Рады Украины. Юристы вынесли однозначный вердикт - отклонить законопроект №4511 как нарушающий Конституцию и действующие в Украине законы.

Как отмечается в экспертном заключении, предоставление особого статуса для отдельных религиозных организаций не отвечает требованиям Конституции Украины и законодательству о свободе совести и нарушает принцип равенства, установленный статьей 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», где указано, что все религии, вероисповедания и религиозные организации равны перед законом. Также данная законодательная инициатива грубо нарушает конституционный принцип невмешательства и отделения Церкви от государства, который закреплен в статье 35 Конституции Украины и гарантированное этой же статьей Конституции право на свободу мировоззрения и вероисповедания.

Аналогичные выводы касаются и второго законопроекта, который также в четверг поставят на рассмотрение в сессионный зал - №4128, согласно которому предлагается внести в статью 8 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» положения, регулирующие принадлежность лица к религиозной общине. Например, прописать термин «самоидентификация» и уточнить минимальное количество представителей религиозной общины, согласно решению которых может быть изменена подчиненность храмов конфессиям.