Куда подевались сомалийские пираты?

12.01.2017 11:32

В последние годы мы практически ничего не слышим о сомалийских пиратах. Хотя совсем недавно новости звучали регулярно и тревожно, практически как сводки с фронта. Куда же уплыли самые знаменитые корсары современности?

 

С незапамятных времен негостеприимные земли Африканского Рога населяли племена воинственных кочевников-скотоводов. Перманентные разбои и грабежи, бесконечные войны различных народностей и кланов всегда были нормальным состоянием сомалийского общества. В Средние века сомалийские мусульманские султанаты неустанно практиковали набеги на территорию соседней христианской Эфиопии, а также – на появившиеся на заре Великих географических открытий португальские фактории. Попытки единоверцев-мусульман из Египта, Занзибара и Омана установить контроль над Рогом и немного цивилизовать аборигенов были бесплодны: уж очень не хотелось свободолюбивым сомалийцам менять кинжал на плуг.

 

Более-менее нормальная жизнь в Сомали установилась только с конца XIX века, когда страна была колонизирована англичанами и итальянцами. Последние даже пытались внедрить там систему плантационно-фермерского хозяйства европейского типа. Само собой, безуспешно. В 1960 году Сомали получило независимость, и местный диктатор Мохаммед Сиад Барре незамедлительно приступил к «построению социализма» (то бишь благополучно сел на шею Советскому Союзу). В 1991 году СССР вместе с интернациональной помощью закончился, Сиад Барре был свергнут, а страна вернулась к своим исконным корням и скрепам, погрузившись в войну всех против всех и распавшись на десятки протогосударственных формирований. Экономика рухнула почти до нуля (так, голод в начале 90-х унес около 300 тысяч жизней).

 

Отсутствие центральной власти и правоохранительных органов подтолкнули рыбаков из прибрежных поселков заняться рэкетом, обкладывая данью промышлявшие рядом с территориальными водами Сомали рыболовецкие траулеры. Но когда последние почему-то сразу прекратили рыбный промысел у берегов неспокойной страны, вчерашние рыбаки сообразили, что гораздо «рентабельнее» захватывать проходящие неподалеку от Сомали суда и требовать выкуп.

 

В 2003 году сомалийские пираты впервые попали на полосы мировой прессы в связи с неудачной попыткой захватить российский танкер. Первый масштабный успешный захват пришелся на 2005 год. С того же года пиратство приобрело системный характер.

 

Тактика и стратегия

 

Выбрав жертву, пираты на одной или нескольких лодках подходили к кораблю, открывали предупредительный огонь из «Калашниковых» и угрожали выстрелить из гранатомета. Как правило, этого было достаточно, чтобы корабль замедлял ход, и разбойники поднимались на борт. После этого судно уводили в одну из многочисленных пиратских бухт, и начинался многомесячный торг. По итогам которого бандиты, как правило, получали выкуп в несколько миллионов долларов. «Гонорар» рядового пирата составлял от $ 10 до 75 тыс. за успешную «ходку».

 

Выбирать пиратам всегда было из чего. Сомали находится на одном из берегов Аденского залива, через который идет важнейший морской путь планеты. Сухогрузы и контейнеровозы из Китая и других стран Юго-Восточной Азии, а также нефтяные танкеры из стран Персидского залива вынуждены проходить через него по пути в Красное море и Суэцкий канал к европейским портам Средиземноморья. По самым скромным оценкам, через опасные воды проходят не менее 21 тыс. торговых судов в год.

 

Когда корабли стали держаться подальше от опасных вод, пираты расширили радиус действия, «перекрыв» весь Аденский залив, а также включив туда большую часть аравийского побережья, вплоть до Омана, и африканского, вплоть до Танзании и Сейшельских островов.

 

Для этого бандитские группировки создали целую сеть плавучих баз – стоящих на одном месте кораблей, на которых разбойники отдыхали, набирали горючее и провиант и уплывали на промысел.

 

Расцвет пиратства

 

На пике своей активности (2008-2012 гг.) корсары захватывали до полусотни кораблей в год. За все время «в гостях» в лазурных сомалийских бухточках побывали сотни кораблей и примерно 3,5 тыс. моряков. 25 из них были убиты бандитами, еще 37 умерли от голода и невыносимых условий или покончили с собой в плену.

 

По данным 2011 года, удорожание страховки стоило морской отрасли $635 млн, прокладка удаленных от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо — $580 млн, траты на топливо для ускорения до безопасных 18 узлов — $2,7 млрд, установка защитного оборудования и наем вооруженной охраны — свыше $1 млрд. При этом нужно понимать, что данные явно неполны, и что судовладельцы и страховые компании продолжали нести убытки и после 2011 года.

 

Что касается прибылей пиратов, то только в 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно $238 млн. Очень скоро разбойники пересели с рыбачьих лодок на быстроходные катера, обзавелись самыми современными системами навигации и связи. На берегу Пунтленда – одного из сомалийских квазигосударств – выросли целые пиратские поселки, напоминающие отечественные Конча-Заспу или Межигорье. В стране, где не работал закон, а единственным социальным лифтом является автомат «Калашникова», пират стал обеспеченным и уважаемым человеком.

 

Самые громкие случаи

 

25 сентября 2008 года морские разбойники захватили украинский сухогруз «Фаина» с украинским же экипажем, который вез в Кению сорок танков Т-72, гранатометы и зенитные установки. Переговоры продолжались почти полгода, выкуп составил $3,2 млн.

 

8 апреля 2009 года был атакован идущий под американским флагом контейнеровоз Maersk Alabam. Тогда экипаж не растерялся: заперся в машинном отделении, заблокировал управление, а позже захватил одного из пиратов. Трое других бандитов ретировались на спасательном катере, удерживая в заложниках капитана Филлипса. На следующий день всех корсаров застрелили снайперы американских «морских котиков», сам Филлипс не пострадал. Участвовавшая в операции команда спецназовцев два года спустя ликвидировала Усаму бен Ладена.

 

15 ноября 2008 года в плен попал 330-метровый супертанкер Sirius Star, на борту которого было 2,2 миллиона баррелей нефти стоимостью около $100 млн. За крупнейшую в истории добычу пиратов заплачен выкуп в $3 млн.

 

5 мая 2010 года — нефтеналивное судно «Московский университет». Российский экипаж забаррикадировался в трюме и вызвал на помощь военный корабль «Маршал Шапошников». Морские пехотинцы взяли корабль штурмом. По официальной версии, пиратов высадили в надувную лодку с небольшим запасом продовольствия и воды, но без средств навигации, и они не смогли достичь берега. По неофициальной, они были расстреляны.

 

10 мая 2012 года корсары захватили греческий супертанкер Smyrni с примерно одним миллионом баррелей нефти. По заявлению самих бандитов, они получили рекордные $9,5 млн.

 

Бесполезный щит

 

Страны, заинтересованные в безопасности судоходства, резко нарастили военное присутствие в регионе. Страны НАТО при поддержке ВМС Китая, Южной Кореи, Японии и Украины в 2009 году начали масштабную операцию Ocean Shield по патрулированию Залива. Отдельно направили свои корабли правительства Австралии, Индии, Швеции, России и Ирана.

 

Тем не менее, результаты усилий были минимальными. Морским разбойникам стоило выбросить оружие за борт, часто демонстративно перед носом у западных моряков, чтобы автоматически превратиться в «мирных рыбаков». Международная правозащитная тусовка зорко следила, чтобы права отъявленных бандитов не были нарушены. Даже в редких случаях, когда удавалось захватить пиратов с поличным, их не могли выдать сомалийскому правительству, ибо там с ними могут жестоко обращаться.

 

В принципе, самым действенным было бы провести зачистку сомалийского побережья, расстреляв или демонтировав пиратские поселки. Более того, ничего не контролирующее центральное правительство в Могадишо неоднократно просило об этом международное сообщество. Но, опять же, подобные действия были бы расценены как излишне жесткие по отношению к бедным разбойникам.

 

Еще более простым и эффективным было бы просто вооружить экипажи проходящих опасную зону судов, установив на них крупнокалиберные пулеметы. Но данная мера, помимо очевидной аллергии у правозащитников, противоречила нормам морского права: вооруженные суда не могут заходить в международные порты.

 

Ваша безопасность – в ваших руках

 

В итоге, судовладельцы стали все чаще обращаться к услугам частных охранных компаний. Создавшие сеть собственных плавучих баз, вооруженные пулеметами и базуками охранники они поднимались на борт корабля перед входом того в кишащую пиратами зону, и покидали судно, когда опасность больше не грозила.

 

К 2012 г. 80% торговых судов проходили мимо Сомали с вооруженными охранниками на палубе. Стоимость услуг команды из трех-четырех охранников колебалась в пределах $28—38 тыс., что было на порядок меньше минимального выкупа.

 

Пиратам ни разу не удалось захватить охраняемое судно.

 

Нанять профессионала

 

Главная заслуга в ликвидации пиратства принадлежит семье Аль-Нахайян – правящей династии крупнейшего в ОАЭ эмирата Абу-Даби. Желая вернуть в близлежащие воды спокойствие и порядок и гарантировать безопасность собственным нефтяным танкерам, шейхи наняли за $50 млн Эрика Принса, бывшего агента ЦРУ и создателя ведущей частной военной компании мира Blackwater.

 

Принс сформировал за эти деньги Puntland Maritime Police Force – настоящую мини-армию примерно из 1 тыс. человек. Инструкторами и коммандос в ней стали ветераны спецподразделений ЮАР и Колумбии, а также бывшие участники колумбийских антикоммунистических сил самообороны. Всех их объединял солидный опыт борьбы с партизанами и террористами, жесткие методы тренировок и поддержания дисциплины.

 

Не связанные гуманитарными соображениями, имея на вооружении катера, легкие самолеты и вертолеты, наемники захватили полуторамилионное «государство» Пунтленд.

 

За два года были крайне жестко уничтожены все пиратские базы и поселки. Местные жители, испокон веков понимающие только язык силы, осознали пагубность бандитизма и резко потянулись к честной жизни. С 10 мая 2012 года те захватили лишь один корабль — иранского браконьера, которого никто не хотел защищать.

 

В 2010 году на средства ООН в «столице» Пунтленда, Гарове, открылась крупнейшая в мире тюрьма для пиратов на 500 мест, и свободных там нет. Сегодня самыми опасными для судоходства районами у берегов Африки считаются воды Нигерии и Гвинеи.