Сфера финансовых услуг: гарантии и доступность

02.07.2018 13:55
Категория: Аналитика

Что знают украинцы о сфере финансовых услуг? Насколько владеют  информацией о том, как обезопасить свои накопления, пользуясь услугами банков? Как защищает интересы потребителей этих услуг Фонд гарантирования вкладов?

На эти и другие вопросы и был призван дать ответы  национальный опрос «Осведомленность потребителей финансовых услуг Украины о системе гарантирования вкладов-2017».  И сам опрос, и его презентация для украинских СМИ состоялись при поддержке Проекта Агентства США по международному развитию в Украине (USAID) «Трансформация финансового сектора». В мероприятии приняли участие и запорожские журналисты.

С результатами опроса их познакомили: Людмила Шапран - ведущий специалист отдела по связям с общественностью и финансового просвещения Фонда гарантирования вкладов физических лиц, Тамара Смовженко - доктор экономических наук, профессор, консультант Проекта USAID «Трансформация финансового сектора», Олеся Шницер - ведущий специалист отдела связей с общественностью и финансового просвещения Фонда гарантирования вкладов физических лиц.

Система гарантирования вкладов в Украине за 20 лет существования стала более надежной и действенной. К примеру, если в 1998 году размер гарантированной суммы был 500 гривен, то, начиная с 2012 года, он составляет до 200 000 гривен. Значительно расширены функции Фонда гарантирования, оптимизирована система выплат пострадавшим вкладчикам и т.д.

Начиная с 2014 года, в Украине была начата процедура ликвидации 90 банков, в Фонд за возмещением обратились более 2 миллионов вкладчиков, которым было выплачено почти 88 миллиардов гривен.

Основные результаты опроса свидетельствуют, что 49% украинцев достаточно осведомлены о размере возмещения вкладов, 51% знают о наличии гарантии по вкладам в иностранной валюте, но не ориентируются в деталях. Только 16% знают, что выплата осуществляется по официальному курсу на день начала процедуры вывода банка с рынка.

55% опрошенных граждан не имеют никаких средств в банках, а 33% доверяют им только часть своих накоплений. Кроме того, 52% , хоть и слышали о Фонде гарантирования вкладов, не знают о том, как он работает.

Еще один важный момент: 38% респондентов изучают содержание договора с банком лишь вскользь. Хотя именно это часто приводит к проблемам, потому что претензии, кроме себя, в таком случае, предъявлять некому.

Национальный опрос осветил целый ряд тем и проблем, над которыми надо работать Фонду гарантирования, и которые журналисты могут освещать в своих публикациях для потребителей финансовых услуг, а это уже – значительная часть населения.   И количество их будет постоянно расти.

Поэтому так важно, чтобы сами потребители финансовых услуг были наиболее полно осведомлены о системе гарантирования вкладов. И заботиться об этом, кроме различных институтов и СМИ, должны, прежде всего, они сами.

Наталия Коплик