Чтобы не повторить мусорный коллапс Львова

27.06.2018 17:09
Категория: Аналитика

Во вторник, 26 июня, в Запорожье состоялся круглый стол на тему: «Решение проблемы сбора и утилизации бытовых отходов в Запорожье». Встречу организовало Агентство региональных инициатив ввиду принятого накануне исполкомом Запорожского городского совета решения о повышении тарифов на вывоз твердых бытовых отходов.

Повышение составило порядка 15% и продиктовано, прежде всего, возрастанием нормы производства твердых бытовых отходов домовладениями запорожцев – с 2.1 куб. м. до 2.42 куб. м. в год для жителей многоквартирных домов и до 2.44 куб. м. для жителей частного сектора. К выводу о том, что количество производимого горожанами мусора возросло, пришли специалисты Харьковского политехнического института, которые по заказу Департамента ЖКХ Запорожского городского совета
провели соответствующее исследование.

В связи с поднятием тарифа ООО «Вельтум-Запорожье» подписало с Запорожским городским советом меморандум, согласно которому обязалось приобрести 500 новых евроконтейнеров, начать реализацию пилотного проекта по установке антивандальных контейнеров для раздельного сбора мусора, приобрести 6 новых мусоровозов, увеличить на 25% зарплату сотрудникам компании.

Об этом собравшимся сообщил генеральный директор ООО «Вельтум-Запорожье» Игорь Бурчак. При этом он подчеркнул, что за последнее время поддержание автопарка компании в надлежащем состоянии, закупка запчастей и ГСМ возросла в среднем на 57%. Увеличение тарифа – до 18.6 грн. с человека в многоэтажках и 18.76 грн. в частном секторе – совершенно объективная мера, добавил он, продиктованная увеличением норм производства ТБО и текущей инфляцией. Что немаловажно, отметил директор КП «Комунсантрансэкология» Юрий Дорошенко, нормы производства ТБО пересматриваются раз в пять лет – поэтому данное повышение совершенно обоснованно и является плановым. Больше того, тарифы вернутся к исходным цифрам, если ООО «Вельтум-Запорожье» не выполнит тех обязательств, которые взяло на себя в рамках меморандума. О намерениях воспользоваться возросшими тарифами для повышения качества вывоза мусора сообщил директор ООО «Вельтум-Запорожье» Андрей Бережной. - Мы хотим улучшить логистику, провести укрупнение контейнерных площадок и вынести их за территорию дворов – с тем, чтобы одна такая площадка обслуживала сразу несколько домов, и при этом подъезд к ней нашей техники был удобным, - сказал он.

Необходимость вынесения площадок продиктована сразу несколькими актуальными требованиями. Прежде всего, крупногабаритные мусоровозы – а это МАЗы и «Форды» для раздельного мусора – получают возможность для маневра. Во- вторых, большая удаленность площадок от жилых домов в летнее время снизит вероятность того, что горожане будут дышать запахом нечистот, исходящим от мусорных баков. Реализация этого замысла начнется с пилотного проекта в Коммунарском и
несколько позже Вознесеновском районах города. При этом из четырех или шести баков на таких пробных площадках два будут для раздельного сбора: для стекла и пластика. Именно эти два вида ТБО сегодня представляют наибольшую проблему
при утилизации. С бумагой и металлом ситуация для окружающей среды менее
опасная.

Всего в Запорожье, по словам Юрия Дорошенко, нужно 1651 контейнерная площадка, которые обслуживают 32 автомобиля ООО «Вельтум-Запорожье». Для модернизации всех этих площадок необходимо 66 млн. грн., которых сегодня в бюджете города нет. Поэтому программа модернизации рассчитана на несколько лет, по завершению которой запорожцы получат более качественный вывоз и утилизацию ТБО. При этом горожанам уже сегодня нужно включаться в процесс раздельного сбора
мусора и, в целом, менять свое восприятие проблемы, подчеркнула представитель социального предприятия «Кольорові відра» Елена Мелешко. Для этого, рассказала она, мы проводим последовательную разъяснительную и воспитательную работу в детских образовательных учреждениях, детсадах и школах, за свой счет изготавливаем и раздаем картонные контейнеры для раздельного сбора мусора. О том, что изменение мышления горожан – ключевая задача решения проблемы
вывоза и утилизации ТБО, разговор шел в заключительной части дискуссии. Выяснилось, что во многом недобросовестное и безответственное отношение запорожцев к этой проблеме существенно осложняет работу профильных
предприятий.

- Из-за строительного мусора перегруженные баки ломаются, техника повреждается, - подчеркнул Андрей Бережной, - хотя штрафы, предусмотренные за это, довольно высоки: 1300 грн. для физлиц и 1800 грн. для юр. лиц. В свою очередь, из-за
колоссальных долгов по оплате услуг вывоза и утилизации ТБО предприятие не может своевременно проводить модернизацию, обновлять автопарк и внедрять современные технологии. В самом деле, сегодня запорожцы задолжали за вывоз мусора 30 млн. гривен, из которых 24 млн. приходится на многоквартирные дома. Странно, что при том, что мы не готовы платить за чистоту каких-то 19 грн. в месяц, находятся те, кто высказывает претензии к работе мусор вывозящей компании. Но время не стоит на месте, и есть надежда, что горожане начнут относиться к услуге с должным вниманием. Ведь не повторять же нам опыт Львова?

За материалами Агентства региональных инициатив.